Современные методы и технологии преподавания истории в школе в соответствии с требованиями ФГОС, ЕГЭ и с учетом опыта олимпиад по истории

Общая информация о курсе

Предмет: 

  • История

Структурное подразделение: 

Форма проведения курса: 

  • Очно-заочная (вечерняя)

Общая продолжительность курса: 

108 ак. ч.

Форма аттестации: 

  • Очная

Стоимость курса: 

15 000 руб.
Расписание занятий

Дата начала курса: 

02.03.17

Дата окончания курса: 

29.04.17

Время проведения занятий: 

16.00 - 20.00 (возможны уточнения - по желанию слушателей курса)
Описание курса

Целевая аудитория курса: 

учителя истории

Уровень начальной подготовки: 

высшее или среднее профессиональное (педагогическое) образование

Характер курса: 

  • Профессионального совершенствования

Аннотация курса: 

В рамках программы слушатели ознакомятся с методами систематизации знаний, как выявляющими смысловые взаимосвязи исторических процессов на современном научном уровне, так и ускоряющими обучение учеников (в том числе – с использованием современных информационных технологий и электронных ресурсов). Кроме того, слушатели получат возможность ознакомиться с наиболее сложными вопросами современной историографии, новыми методиками выработки у учащихся навыков и умений анализа исторических источников. Кроме того, слушатели программы получат возможность составить полное представление о подготовке учащихся к олимпиадам по истории. 

Преподаватели курса: 

Бородкин Л.И., профессор исторического ф-та МГУ имени М.В.Ломоносова, д-р. истор. наук;
Бовыкин Д.Ю., доцент исторического ф-та МГУ имени М.В.Ломоносова, канд. истор. наук;
Жигальцова Л.В., доцент исторического ф-та МГУ имени М.В.Ломоносова, канд. истор. наук;
Жукова Л.В., доцент исторического ф-та МГУ имени М.В.Ломоносова, канд. истор. наук;
Талызина А.А., доцент исторического ф-та МГУ имени М.В.Ломоносова, канд. истор. наук;
Шадрин А.Ю., доцент исторического ф-та МГУ имени М.В.Ломоносова, канд. истор. наук

Программа курса: 

1. Базовая часть

1.1. Проблемы преподавания истории в школе

2. Предметно-методическая часть

2.1. Учебники по истории. Методические разработки. Современные подходы. Работа с текстом и визуальным материалом. Информационные технологии
2.2. Исторические источники – современные классификации. «Визуальный поворот в истории». Практическая работа учащихся с визуальными источниками. Современные информационные технологии, методы и способы выявления и атрибуции источников из интернет ресурсов.
2.3. Письменные источники – классификация, современные методы анализа. «Цифровой поворот в истории» Практическая работа учащихся с письменными источниками. Современные информационные технологии, модели и статистические подходы к анализу источников. Технология работы с оцифрованными источниками.
2.4. Всеобщая история в учебниках для школы: проблемы историографии; синхронизация курсов Всеобщей и Отечественной истории
2.5. Отечественная история: современные взгляды и историография
2.6. Решение заданий ЕГЭ по истории.
2.7. Подготовка учащихся к Олимпиадам по истории
2.8. Методика и организация проведения урока в музее и экскурсии по городу. МХК как дисциплина. Урок – экскурсия. Музейно-ознакомительная практика

Форма итоговой аттестации: индивидуальный проект в виде плана-конспекта урока на одну из тем программы (по выбору).

Итоговая аттестация имеет целью разработку слушателями плана-конспекта урока по любому из рассмотренных разделов истории с использованием образовательных технологий, предложенных в программе. Итоговая аттестационная работа носит практический характер (отражает использование полученных в ходе освоения программы знаний и навыков в профессиональной деятельности). Материал работы может быть проиллюстрирован презентацией, схемой или схематическим рисунком, прилагаемой к итоговой работе.
Общие требования к аттестационной работе: практический характер, самостоятельность выполнения, доступность и актуальность в преподавании школьникам, научная достоверность. 

Литература и иные материалы курса: 

Перечень нормативных документов

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 22.12.2009 № 373 [Электронный ресурс]. – URL: http://standart.edu. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 [Электронный ресурс]. – URL: http://standart.edu.ru
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17.04.2012 № 413.

Научно-методическая литература

  1. Бирюков С. А. Работа с архивными документами на уроках истории // Методика. - 2002. - №2. – с. 32-39. 
  2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М., 2003.
  3. Голиков А.Г., Круглова Т.А. Методика работы с историческими источниками. Под редакцией проф. А.Г. Голикова. М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 224 с.
  4. Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения // Школьные технологии. – 2003. – N 6. – С. 30-39.
  5. Исторические источники в исследовательской и образовательной практике. Под ред. О.М. Хлытиной, В.А. Зверева. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011.
  6. Коваль Т.В. Методика организации работы с визуальными источниками// Преподавание истории и обществознания в школе – 2006, № 10. – с. 27-26
  7. Лисова К.И. Использование документов на уроках истории и народоведения // Народное образование.- 2001.- №5.- с. 141-149. 
  8. Пушкарев, Л.Н. Исторический источник: основные подходы к классификации. М.: Современное историческое образование, 2000. – 146 с. 
  9. Стрелова, О. Ю. Учебник истории: старт в новый век: пособ. для учителя / О. Ю. Стрелова, Е. Е. Вяземский. – М. : Просвещение, 2006. – 143 с.
  10. Талызина А.А. Историческое эссе. (Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников по истории).– М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. — 360 с.
  11. Талызина А.А., Камараули Е.В., Хитров Д.А. Методика подготовки к выполнению заданий по географическим и историческим картам на Всероссийской олимпиаде школьников по истории// Преподавание истории в школе. – 2015. - № 6. - с. 29-38.
  12. Талызина А.А. Всероссийская олимпиада школьников по истории 2015 г. 10–11 классы. Второй и третий туры // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2015. - № 9. - с. 32-46 
  13. Талызина А.А. Всероссийская олимпиада школьников по истории 2015 г. 10–11 классы.Первый тур // Преподавание истории и обществознания в школе – 2015. - № 8. - с. 26-40
  14. Харламова Е. В., Ильина Т.И. Работы с источниками на уроках истории // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2003.- №1. - с.71-72. 
  15. Хитров Д. А. Олимпиадные задачи по истории // Преподавание истории в школе. — 2010. — № 9. С. 55-64.
  16. Хлытина О.М. Исторические источники в учебном историческом познании: традиции и инновации// Омский научный вестник. - 2008. - № 6(74) - с. 163-167
  17. Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования. М.: Бином. 2011 – 220 с.

 

Основная литература

1. Отечественная история

  1. Анисимов, Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е.В. Анисимов. - СПб.: Питер, 2013. - 592 c.
  2. Безбородов, А.Б. История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: Учебник / А.Б. Безбородов. - М.: Проспект, 2013. - 448 c.
  3. На пути к краху. Русско-японская война 1904-1905 гг. Военно-политическая история. М. Алгоритм. 2015. 496 с.
  4. Атомный проект СССР: Документы и материалы / Под общ. ред. Л.Д. Рябцева. В 3 т. М. Москва – Саров. 1998–2009. – 976 с.
  5. Борисов Н.С. Дмитрий Донской (серия «ЖЗЛ») М.: Молодая гвардия, 2014. – 512 с.
  6. Борисов Н.С. Иван III (серия «ЖЗЛ»). М.: Молодая гвардия, 2009. – 644 с.
  7. Борисов Н.С. Иван Калита (серия «ЖЗЛ»). М.: Молодая гвардия, 2005. – 304 с.
  8. Борисов Н.С. Сергий Радонежский (серия «ЖЗЛ»). М.: Молодая гвардия, 2006. – 298 с.
  9. Горский А.А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. М. Языки славянской культуры. 2004 – 368 с.
  10. Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.): курс лекций. М.: Аспект-Пресс, 1998.
  11. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления: В 2 т. 13-е изд., испр. и доп. по рукописи автора. М., 2002.
  12. Жукова Л.В. История России с древнейших времен до настоящего времени: Учебное пособие для поступающих в вузы. М.: Экзамен, 2016.
  13. Жукова, Л.В. История России в датах: справочник / Л.В. Жукова, Л.А. Кацва. - М.: Проспект, 2013. - 320 c.
  14. Захарова, Л.Г. Александр II и отмена крепостного права в России. М.: РОССПЭН, 2011.
  15. Зеленин И.Е. Сталинская «революция сверху» после «великого перелома», 1930–1939: Политика, осуществление, результаты. М., 2006.
  16. Зубок В. М. Неудавшаяся империя: Советский Союз в холодной войне от Сталина до Горбачева. М., 2011.
  17. История России XVIII-XIX вв. /под ред. Л.В. Милова. М., 2006.
  18. Куманев Г.А. Проблемы военной истории Отечества (1938–1945 гг.). М., 2007.
  19. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. 2 изд. М., 2006. – 576 с.
  20. Миронов Б.Н. Благосостояние населения и революции в имперской России: XVIII — начало XX века. 2-е изд., испр., доп. М.: Издательство «Весь мир», 2012. - 848 с.
  21. Мунчаев, Ш.М. История России: Учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 752 c.
  22. Никонов В.А. Крушение России. М., АСТ, Астрель. 2011. – 926 с.
  23. Орлов, А.С. История России в схемах: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. - М.: Проспект, 2013.
  24. Полынов М.Ф. Исторические предпосылки перестройки в СССР (вторая половина 1940 – первая половина 1980-х гг). СПб., 2010.
  25. Реабилитация: как это было. Документы Президиума ЦК КПСС и другие документы: В 3 т. М., 2000–2003.
  26. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен / С.М. Соловьев. - М.: Эксмо, 2013.
  27. Соловьев, С.М. История России. Русь под пятой татаро-монголов / С.М. Соловьев. - М.: Олма-Медиа. 2013.  
  28. Соловьев, С.М. История России. Русь древняя / С.М. Соловьев. - М.: Олма-Медиа. 2013.
  29. Соловьев, С.М. История России. Становление Московской Руси / С.М. Соловьев. - М.: Олма-Медиа. 2013.
  30. Соловьев, С.М. История России. Русь княжеская / С.М. Соловьев. - М.: Олма-Медиа. 2013.
  31. Хлевнюк О.В. Сталин. Жизнь одного вождя. М., АСТ. 2015.
  32. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие. Сост. А.С. Орлов, Н.Г. Георгиева, В.А. Георгиев, Т.А. Сивохина. М. Проспект. 2004.
  33. Шубин А.В. Великая Российская революция. От Февраля к Октябрю 1917 года. М., 2014.
  34. Янин В.Л. Очерки истории средневекового Новгорода. М., Языки славянских культур. 2008.- 424 с.

2. Всеобщая история

  1. Богданов В.П. От Геродота до Интернета: очерки занимательного источниковедения. М.: Весь мир, 2014.
  2. Бондарчук В.С., Кирсанова Н.В., Медяков А.С. История стран Европы и Америки в Новое время. В 2 ч. М., 2011.
  3. Валлерстайн И. Мир-система модерна. М., 2015-1016. Т. 1-2.
  4. Вебер М. Избранное: протестантская этика и дух капитализма. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013.
  5. Всемирная история. М.: «Наука», 2011-2014. Т. 1. Древний мир. Т. 2. Средневековые цивилизации Запада и Востока. Т. 3. Мир в раннее Новое время. Т. 4. Мир в XVIII веке. Т. 5. Мир в XIX веке: на пути к индустриальной цивилизации.
  6. Горелов А.А. История мировой культуры. – М.: Флинта, 2011. – 512 с.
  7. Грималь П. Цивилизация Древнего Рима. Екатеринбург, 2008.
  8. Делюмо Ж. Цивилизация Возрождения. Екатеринбург, 2006.
  9. История женщин на Западе. Т. 1. От древних богинь до христианских святых. Т. 2. Молчание Средних веков. Т. 3. Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения. СПб.: Алетейя, 2014.
  10. История стран Европы и Америки в XXI веке. Учебное пособие. М.: «Просвещение», 2012.
  11. Кембриджская экономическая история Европы Нового и Новейшего времени. Т. 1-2. М.: Изд-во Института Гайдара, 2014.
  12. Кларк Г. Прощай, нищета! Краткая экономическая история мира. М.: Изд-во Института Гайдара, 2012.
  13. Кондратьев С.В. Английская революция XVII в. М., 2010.
  14. Латинская Америка. Энциклопедия. М.: Экономика, 2013.
  15. Ле Гофф Ж. История Средних веков, рассказанная детям. М.: Текст, 2012.
  16. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Екатеринбург, 2005.
  17. Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М., 2010. Т. 1-2.
  18. Медяков А.С. История международных отношений в Новое время. М., 2007.
  19. Национальная идея в Западной Европе в Новое время. М., 2005.
  20. Первая мировая война и судьбы европейской цивилизации. М.: МГУ, 2014.
  21. Сетов Р.А. Современный миропорядок и государственные интересы России. М.: Три квадрата, 2011.
  22. Смирнов В.П. Две войны – одна победа. М., 2015.
  23. Согрин В.В. Центральные проблемы истории США. М.: Весь мир, 2013.
  24. Тюлар Ж. Наполеон. М.: Молодая гвардия, 2012.
  25. Хобсбаум Э. Век Империи. 1875—1914. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
  26. Хобсбаум Э. Век Капитала. 1848 — 1875. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
  27. Хобсбаум Э. Век революции. Европа 1789-1848. Ростов-га-Дону: Феникс, 1999.
  28. Чудинов А.В. Французская революция. История и мифы. М., 2007.
  29. Шаму Ф. Цивилизация Древней Греции. Екатеринбург, 2008.
  30. Шоню П. Цивилизация классической Европы. Екатеринбург, 2005.
  31. Шоню П. Цивилизация Просвещения. Екатеринбург, 2008.

 

Цифровые образовательные ресурсы

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, http://www.school-collection.edu.ru/
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР), http://fcior.edu.ru

Интернет-ресурсы

Контактная информация

Телефон: 

8-495-939-56-38

Email: 

Адрес: 

Москва, Ломоносовский проспект, д.27, к.4, Шуваловский корпус МГУ, Исторический факультет

Как проехать: 

Проезд до Шуваловского корпуса , где размещается исторический факультет: от станции метро "Университет" (выход из предпоследнего вагона из центра) - на троллей-бусе № 34 или автобусах № 1, 47, 67, 103, 113, 130, 187 и 260 до остановки "Менделеевская улица" (для большинства маршрутов это третья остановка от метро, но для автобусов № 47 и 113 – вторая). От станции метро "Университет" можно доехать и на автобусе 661, но он делает заезд к Главному зданию МГУ (в итоге получается уже четыре остановки). от станций метро "Профсоюзная" и "Филев-ский парк" - на автобусе № 130 или маршрутном такси 130.