1. Организационно-методическое сопровождение подготовки к олимпиадам по экологии
1.1 Тема 1. Нормативные документы, регламентирующие олимпиадное движение в РФ Интерактивная лекция, ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897) формирование экологически компетентной личности.Приказ Министерства образования и науки РФ № 1252 от 18.11.2013 г. «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников». Информационный портал «Всероссийская олимпиада школьников».
1.2 Тема 2. Характеристики олимпиад по экологии и их требования Интерактивная лекция. Этапы Всероссийской олимпиады школьников по экологии.Олимпиада Ломоносов по экологии (МГУ), олимпиада «Покори Воробьевы горы» по биологии и экологии, олимпиада «Шаг в будущее».
Ведомственные Олимпиады и конкурсы по экологической тематике (Росатом, Газпром и др.).
1.3 Тема 3. Типичные ошибки участников олимпиад по экологии Интерактивная лекция. Рассмотрение типичных и системных ошибок, которые делают учащиеся при ответах на вопросы олимпиад по экологии различного уровня.
Практическое занятие. Работа с олимпиадными заданиями (олимпиада Ломоносов по экологии).
Самостоятельная работа. Разработка схем подготовки к олимпиаде школьного и муниципального уровня.
Разработка критериев проверки олимпиадных заданий открытого типа.
1.4 Тема 4. Формы олимпиадных заданий Интерактивная лекция. Алгоритм специальной подготовки школьников к написанию олимпиады по экологии.Открытые и закрытие формы тестов, практические туры олимпиад.
Практическое занятие. Знакомство с требованиями к разработке тестовых заданий.
Самостоятельная работа. Разработка тестовых заданий различного типа (Промежуточный контроль).
2. Теоретический тур олимпиады – основы экологических знаний
2.1. Тема 5. Общая экология (основные экологические законы жизни).
Основные термины и понятия в биоэкологии (организм, популяция, биоценоз, экосистема, биосфера и др.). Круговороты веществ в биосфере. Взаимосвязи между организмом и средой обитания. Влияние абиотических и биотических факторов.
Практическое занятие. «Определение влияния факторов среды на живые организмы» (на примере экосистем тундры, тайги, степи, пустыни, влажного экваториального леса)
Самостоятельная работа. Составление вопросов к содержанию лекции и выписывание новых терминов.Знакомство с разделами учебника Н.М. Черновой и А.М. Быловой «Общая экология» (2004 г.).
2.2. Тема 6. Экология человека (демографическая проблема).
Демографический взрыв численности населения в ХХ веке. Демографическая обстановка в мире и в РФ. Факторы, влияющие на рождаемость и на смертность. Демографические показатели – ОКР, ОКС, КЕП.
Практическое занятие. Анализ демографической ситуации с помощью сайта «demoscop»: выписать 10 стран с наибольшей численностью населения и 10 стран с наивысшей плотностью населения, найти страны-лидеры по продолжительности жизни.
2.3. Тема 7. Природные ресурсы.
Классификация природных ресурсов по исчерпаемости. Значимость природных ресурсов в жизни человека. Проблемы добычи минеральных ресурсов, проблемы водных ресурсов (нехватка пресной воды и ее загрязнение). Традиционные и новые источники получения электроэнергии. Экологические последствия.
Самостоятельная работа. Составление вопросов к содержанию лекции и самостоятельное знакомство с проблемами использования земельных ресурсов в России (по Государственному докладу «Об использовании и охране окружающей среды в РФ»).
2.4. Тема 8. Загрязнение окружающей среды (Глобальные и локальные экологические проблемы).
Рассмотрение следующих тематик: загрязнение окружающей среды, расчет ПДК, глобальные экологические проблемы человечества – разрушение озонового слоя Земли, изменение климата («парниковый эффект»), загрязнение Мирового океана).Загрязнение окружающей среды при получении электроэнергии различными способами.
Практическое занятие. Локальные экологические проблемы загрязнения окружающей среды – проблема кислотных осадков, смог, «шумовое загрязнение» и другие.
Самостоятельная работа. Работа с Государственным докладом «Об использовании и охране окружающей среды в РФ» и составление таблиц по основным загрязнителям регионов России и городам, где превышены ПДК по загрязнению атмосферного воздуха (Промежуточный контроль).
2.5. Тема 9. Сохранение биологического разнообразия и ООПТ.
Понятие и значимость биоразнообразия.
Особо охраняемые природные территории и их значимость для сохранения природы. Красные книги. Международные конвенции для сохранения биоразнообразия (Рамсарская конвенция, СИТЭС).
Самостоятельная работа. Знакомство с Красной книгой РФ том «Животные» и том «Растения» на сайте Biodat.ru.
2.6. Тема 10. Устойчивое развитие и «зеленая экономика».
История формирования концепции устойчивого развития. Понятие и суть «устойчивого развития», как взаимосвязи социальных, экономических и экологических компонентов. Рассмотрение 17 целей устойчивого развития. Учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.
Самостоятельная работа. Работа с отчетом Российской организации содействия ООН «Регионы России и цели устойчивого развития ООН».
3. Практический тур олимпиад – проектная деятельность.
3.1. Тема 11. Организация проектной деятельности Интерактивная лекция. Требования к организации и выполнению исследовательских проектных работ. Методики выполнения исследований (экспериментальные, наблюдения, моделирование и др.). Разбор типичных ошибок учащихся при выполнении проектной работы. Оценка качества проектных работ.
3.2. Тема 12. Методы биологической индикации Интерактивная лекция.
Основы биоиндикации и отличие от биотестирования. Рассмотрение разных биоиндикационных методов на разных уровнях организации жизни.
Практическое занятие. Знакомство с конкретной методикой по определению качества воды в пресных водоемах, с возможностью применения в школьных проектных работах.
3.3. Тема 13. Исследовательские проекты в естественных музеях Интерактивная лекция. Рассмотрение на музейной экспозиции (музей землеведения МГУ) планирования и методики выполнения проектных работ в естественнонаучных музеях, а именнопо темам – приспособление различных животных к среде обитания (морфологические черты – описание и их сравнение), палеонтология – разбор коллекций ископаемых организмов, горные породы и минералы, природные ресурсы как источники строительных материалов.
Практическое занятие. Самостоятельная разработка темы, цели, задач и плана выполнения конкретной исследовательской работы в музее (Промежуточный контроль).
4. Итоговая аттестация
4.1. Итоговая аттестация. Защита разработанных методических материалов.