В период обучения предусмотрено рассмотрение современных представлений об экологии, исторических этапах ее формирования, основных направлениях и месте в системе наук. Экология рассматривается как междисциплинарная область знаний, связывающая воедино основные положения экономики природы – классическую ландшафтную, прикладную и глобальную экологии и экологию человека. Опираясь на историю развития фундаментальных знаний о функционировании живой природы и экосистем в целом, их биотических и абиотических компонентов показано единство и закономерности взаимоотношений природы и общества.
Основу программы составляют курсы, изучающие основные свойства, законы и принципы функционирования экологических систем, новейшие научные данные о пределах устойчивости биосферы и глобальных экологических изменениях. Рассматриваются пространственные и временные особенности развития взаимоотношений в системе «общество – окружающая среда» на глобальном, региональном и локальном уровнях.
Особо выделена роль и последствия антропогенного воздействия на окружающую среду, биоту, а также на человека как части биосферы. Методы изучения состояния окружающей среды (аналитические, картографические, дистанционные и другие), экологический мониторинг, рассматриваются в теоретическом и прикладном аспектах.
Рассматриваются подходы к формированию сети школьного экологического мониторинга, в практической части – методы исследования адаптированные к применению в системе среднего образования.