«Жизнь Земли и жизнь на Земле (от катархея до кайнозоя)» (16 часов)
Составители программы летней школы, преподаватели:
1. Воронцова Е.Л., ведущий научный сотрудник, канд.биол.наук.
2. Пермякова Е.Ю., старший научный сотрудник, канд.биол.наук.
16 июня 2025 года (понедельник)
10.30-10.45. Открытие Летней школы, приветствие участников.
10.45-12.30. Жизнь. Гипотезы возникновения жизни. Гипотезы биогенеза и абиогенеза. Гипотеза биохимической эволюции Опарина-Холдейна. Биоты в геологической истории. Катархей (4,5-4,0 млрд л.н.). Формирование Земли. Сущность теории Опарина. Абиогенный синтез органических веществ. Возникновение репликации РНК. Возникновение белкового синтеза на РНК. Теория РНК мира. Появление ДНК. Коацерватные капли. Опыт Стенли Миллера и Гарольда Юри. Пробионты – предшественники живых клеток. Теория биопоэза Дж. Бернала.
13.00-15.00. Архей (4,0 - 2,5 млрд л.н.). Характеристика эры. LUCA - последний универсальный общий предок. Первые анаэробные прокариоты. Археи. Появление фотосинтеза. Кислородная катастрофа. Накопление кислорода в атмосфере Земли. Протерозой (2,5-0,5 млрд л.н.). Характеристика эры. Биота Протерозоя. Палеозой (540-251 млн л.н.). Характеристика эры. Периодизация Палеозоя: кембрий, ордовик, силур, девон, карбон и пермь. Характеристика периодов. Биоты.
15.30-17.30. Мезозой (251-65,5 млн л.н.). Характеристика эры. Периодизация Мезозоя: триас, юра и мел. Характеристика периодов. Биоты. Кайнозой (начало 66 млн л.н.). Характеристика эры. Периодизация Кайнозоя: палеоген, неоген и антропоген. Характеристика периодов. Биоты.
17 июня 2025 года (вторник)
10.30-12.00. Основы эволюции приматов. Принципы эволюции. Эволюция и среда. Адаптивная радиация. Принципы таксономии. Датирование скелетных остатков. Косвенные методы датирования. Методы абсолютного датирования. Молекулярно-генетические часы.
12.30-14.00. Предки «настоящих приматов»: плезиадаписы. Ранние полуобезьяны: адапиды, омомииды. Ранние антропоиды: амфипитек, проплиопитеки, парапитеки и др. Ранние гоминоиды: проконсулы, дриопитеки, сивапитеки и др. Ранние мартышкообразные и американские обезьяны.
14.30-16.00. Человек, как биологический вид. Факторы эволюции человека. Австралопитеки. Homo florensiensis – как пример островной специализации в морфологии вида. Человек умелый – первый представитель рода Homo. Олдувайская культура. Человек прямоходящий. Ашельская культура. Расселение по планете. Использование огня. Гейдельбергский человек.
16.30-17.45. Неандертальцы. Культура мустье. Древние сапиенсы – кроманьонцы. Человек современного вида. Расовые типы. Homo futuris – человек будущего. Теория «голой обезьяны» Десмонда Морриса. Занятие на экспозиции.
17.45-18.00 – Закрытие летней школы.