Взаимодействие образовательной организации с родителями школьников: социально-психологические аспекты

Общая информация

Структурное подразделение: 

Дата начала: 

02.07.25

Дата окончания: 

04.07.25

Предмет: 

  • Педагогика

Целевая аудитория мероприятия: 

Специалисты с высшим образованием, педагоги, воспитатели, психологи, преподаватели средней и высшей школы.

Информация о мероприятии: 

Цель занятий – ознакомление слушателей с основными научными подходами к изучению семейных взаимоотношений, при условиях приобретения умения целостно воспринимать и разрешать конфликтные ситуации в социально-педагогических процессах и опираться на синтез знаний психологии и педагогики семейного воспитания в собственной жизни и преподавательской деятельности. Также внимание будет уделено развитию естественно-научной грамотности детей и взрослых, профилактике технофобии.

Период предоставления общежития: 

Общежитие не предоставляется
Программа школы

ПРОГРАММА

Летней Школы для учителей

Взаимодействие образовательной организации с родителями школьников: социально-психологические аспекты

Москва – 2025

 

1. Цель реализации программы

            Цель занятий – ознакомление учителей с основными подходами к консультированию родителей современных школьников и организации сотрудничества с ними в обучении, воспитании и развитии личностей детей. Для этой цели необходимо приобрести умение целостно воспринимать и разрешать конфликтные ситуации в социально-педагогических процессах, опираться на синтез знаний психологии и педагогики семейного воспитания.

Задачи программы:

  • освоение понятийных средств диагностики и анализа семейных взаимоотношений;
  • изучение воспитательных функций семьи, характеристик оптимальной родительской позиции и типичных ошибок в семейном воспитании;
  • ознакомление с современными методами организации и формами взаимодействия семьи и образовательных учреждений.

По окончании курса слушатели должны:

знать термины психологии и педагогики семейного воспитания:

  • стили и методы семейного воспитании;
  • методы и формы организации взаимодействия с родителями школьников.

уметь:

  • применять анкеты и тесты, направленные на диагностику особенностей жизнедеятельности семьи учеников в своей педагогической практике;
  • организовать эффективное взаимодействие педагогов и родителей учеников;

владеть:

  • методами моделирования содержания классных часов, родительских собраний и уроков по подготовке старшеклассников к семейной жизни;

 

2. Формализованные результаты обучения

В ходе освоения курса комплексно обновляются компетенции:

способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач;

способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, дискуссии.

 

3. Содержание программы

Учебный план

Летней Школы для учителей

«Взаимодействие образовательной организации с родителями школьников: социально-психологические аспекты»

Категория слушателей – педагоги, воспитатели, психологи, социальные педагоги, преподаватели средней и высшей школы.

Срок обучения – 12 часов.

Форма обучения – заочная, без отрыва от работы.

 п/п

Наименование

разделов

Всего,

час.

В том числе

лекции

практич.

занятия

1.

Социально-психологические проблемы современной семьи

4

2

2

2.

Стили и методы семейного воспитания. Основы семейной педагогики

4

2

2

3.

Формы и методы взаимодействия с родителями школьников

4

2

2

 

Учебная программа

Летней Школы для учителей

«Взаимодействие образовательной организации с родителями школьников: социально-психологические аспекты»

Раздел 1. Социально-психологические проблемы современной семьи (4 час.)

Тема 1. Нарушения жизнедеятельности современной семьи (1 час.)

Структура семьи и её нарушения. Жизненный цикл семьи, семейные подсистемы и границы. Нормативные и ненормативные кризисы в жизнедеятельности семьи.

Перечень практических работ

Номер темы

Наименование работы

1.1

Порядок выдвижения гипотез о функциональности или степени дисфункции семьи (0,5 час.)

1.2

Диагностика иерархических отношений, семейных ролей, виды внутрисемейных контактов, конфликтные отношения и агрессия. Особенности применения проективных диагностических методик: рисунок семьи, динамический рисунок семьи, семья животных. (0,5 час.)

Вопросы и задания

  1. Раскройте понятие семьи как системы.
  2. Определите функции семьи, нормально функционирующие и дисфункциональные семьи.
  3. Что называется структурой семьи, в чем проявляются её нарушения?
  4. Опишите жизненный цикл семьи, понятие семейных подсистем и границ.
  5. Семья как коммуникативная система: виды внутрисемейных контактов, конфликтные отношения и агрессия.

 

Тема 2. Коммуникативная, педагогическая и гендерная культуры семьи (2 час.)

Составляющие педагогической культуры семьи. Изменение ролей мужа и жены в современной семье. Искажение и нарушение чувства любви, нарушение общения. Виды нарушений жизнедеятельности семьи. Педагогическая культура родителей и взаимоотношения поколений.

Семинарско-практические занятия

Групповая дискуссия по теме «Современные проблемы семьи». Цель – сформировать правильные установки и дать ориентиры в наиболее сложных вопросах семейной жизни. Методическое обеспечение – экспресс-анкета «Ваше отношение к семье».

Вопросы и задания

  1. Проведите классификацию и охарактеризуйте социально-педагогические проблемы современной семьи.
  2. Почему растет значение семьи в социально-экономической и культурной жизни общества?
  3. Как влияет общество на тип семьи, её структуру и функции?
  4. Опишите проблемы современной семьи с точки зрения социолога, философа, педиатра, психолога, педагога, демографа, экономиста, юриста.
  5. Какие неблагоприятные тенденции отмечаются в настоящее время в становлении семьи?

 

Раздел 2. Стили и методы семейного воспитания. Основы семейной педагогики (4 часа)

Тема 3. Мотивы и методы семейного воспитания (2 часа)

Мотивы воспитания и родительства. Степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения. Уровень протекции, забота, внимание родителя, удовлетворение потребностей ребенка. Стиль общения и взаимодействия с ребенком. Особенности проявления родительского лидерства и власти.

Тема 4. Семейная педагогика и социальный контроль (2 часа)

Требования и запреты, их содержание и количество, способы контроля, поощрения и наказания. Степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.

Раздел 3. Формы и методы взаимодействия с родителями школьников

Тема 5. Проблемы воспитания школьников разных возрастов. Помощь родителям школьников с ОВЗ (2 часа)

Психологические причины нарушений в семейном воспитании. Диагностика типов патологизирующего воспитания. Основные принципы и методики коррекции семейных отношений. Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка.

Тема 6. Организация консультативной работы с родителями школьников (1 час)

Семинарско-практические занятия

Цели и задачи коррекционной работы педагога и психолога в области детско-родительских отношений. Знакомство с принципами организации социально-психологических тренингов «Школа для родителей», «Профилактика семейных конфликтов» и др. Использование сюжетно-ролевых игр.

  1. Раскройте содержание понятия «воспитательный потенциал семьи».
  2. Какие понятия используются для теоретического и экспериментального анализа детско-родительских отношений?
  3. Каковы причины возможных нарушений в формировании родительской позиции.
  4. Раскройте содержание и опишите стили детско-родительских отношений в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте.
  5. В чем состоит авторитет родителей?
  6. Опишите методы семейной педагогики: убеждение, требование, упражнение, пример, поощрение, наказание.

 

4. Материально-технические условия реализации программы

Для проведения занятий Летней Школы «Взаимодействие образовательной организации с родителями школьников» требуется аудитория, оснащенная компьютером. Занятия проводятся с использованием Интернета.

5. Учебно-методическое обеспечение программы

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

  1. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. М.: 5 за знания, 2005. 240 с.
  2. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. (2009) 192 с.

Дополнительная литература:

  1. Семья: психология, педагогика, социальная работа / Под ред. А.А. Реана. М.: АСТ, 2010. 576 с.
  2. Педагогика и психология семейного воспитания / М.П. Осипова и др. Минск: ИВЦ Минфина, 2008. 360 с.
  3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие / О.А. Карабанова. М.: Гардарики, 2008. 320 с.
  4. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 496 с.
  5. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации www.ya-roditel.ru
  6. Автономная некоммерческая организация «Семья России» www.semyarossii.ru

 

Вопросы для дискуссий:

  1. Классификация и характеристика социально-педагогических проблем современной семьи;
  2. Содержание понятия «воспитательный потенциал семьи»;
  3. Понятие семьи как системы, системный подход к анализу семьи;
  4. Функции семьи, нормально функционирующие и дисфункциональные семьи, структура семьи и её нарушения;
  5. Семья как коммуникативная система: виды внутрисемейных контактов, конфликтные отношения и агрессия.
  6. Основные понятия, используемые для теоретического и экспериментального анализа родительско-детских отношений;
  7. Причины и возможные нарушения в формировании родительской позиции;
  8. Влияние личностных особенностей ребенка на стиль родительского поведения;
  9. Влияние личностных качеств родителя на характер, содержание и эмоциональную окраску детско-родительских отношений;
  10. Зависимость психического развития ребенка от его позиции в семье,
  11. Конфликты родителей и подростков: причины, содержание и функции.
  12. Причины и возможные нарушения в формировании родительской позиции;
  13. Влияние личностных особенностей ребенка на стиль родительского поведения;
  14. Влияние личностных качеств родителя на характер, содержание и эмоциональную окраску детско-родительских отношений;
  15. Постоянные и изменчивые качества родительской роли;
  16. Качества оптимальной родительской позиции;
  17. Методы в консультировании по вопросам семейного воспитания, общие особенности использования рисунков детей в консультировании, инструкции и правила проведения техник, диагностические возможности;
  18. Основные виды и специфические особенности консультирования;
  19. Традиционные и нетрадиционные методы работы с родителями школьников.

7. Составитель программы:

Новикова Галина Викторовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры истории и философии образования факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова.

Контакты

Контактное лицо: 

Чугунова Елена Николаевна

Телефон: 

+7 915 268-69-28

Email: 

Адрес: 

Летняя школа проводится в онлайн-формате.