ПРОГРАММА
Летней Школы для учителей
Взаимодействие образовательной организации с родителями школьников: социально-психологические аспекты
Москва – 2025
1. Цель реализации программы
Цель занятий – ознакомление учителей с основными подходами к консультированию родителей современных школьников и организации сотрудничества с ними в обучении, воспитании и развитии личностей детей. Для этой цели необходимо приобрести умение целостно воспринимать и разрешать конфликтные ситуации в социально-педагогических процессах, опираться на синтез знаний психологии и педагогики семейного воспитания.
Задачи программы:
- освоение понятийных средств диагностики и анализа семейных взаимоотношений;
- изучение воспитательных функций семьи, характеристик оптимальной родительской позиции и типичных ошибок в семейном воспитании;
- ознакомление с современными методами организации и формами взаимодействия семьи и образовательных учреждений.
По окончании курса слушатели должны:
знать термины психологии и педагогики семейного воспитания:
- стили и методы семейного воспитании;
- методы и формы организации взаимодействия с родителями школьников.
уметь:
- применять анкеты и тесты, направленные на диагностику особенностей жизнедеятельности семьи учеников в своей педагогической практике;
- организовать эффективное взаимодействие педагогов и родителей учеников;
владеть:
- методами моделирования содержания классных часов, родительских собраний и уроков по подготовке старшеклассников к семейной жизни;
2. Формализованные результаты обучения
В ходе освоения курса комплексно обновляются компетенции:
способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач;
способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, дискуссии.
3. Содержание программы
Учебный план
Летней Школы для учителей
«Взаимодействие образовательной организации с родителями школьников: социально-психологические аспекты»
Категория слушателей – педагоги, воспитатели, психологи, социальные педагоги, преподаватели средней и высшей школы.
Срок обучения – 12 часов.
Форма обучения – заочная, без отрыва от работы.
№
п/п
|
Наименование
разделов
|
Всего,
час.
|
В том числе
|
лекции
|
практич.
занятия
|
1.
|
Социально-психологические проблемы современной семьи
|
4
|
2
|
2
|
2.
|
Стили и методы семейного воспитания. Основы семейной педагогики
|
4
|
2
|
2
|
3.
|
Формы и методы взаимодействия с родителями школьников
|
4
|
2
|
2
|
Учебная программа
Летней Школы для учителей
«Взаимодействие образовательной организации с родителями школьников: социально-психологические аспекты»
Раздел 1. Социально-психологические проблемы современной семьи (4 час.)
Тема 1. Нарушения жизнедеятельности современной семьи (1 час.)
Структура семьи и её нарушения. Жизненный цикл семьи, семейные подсистемы и границы. Нормативные и ненормативные кризисы в жизнедеятельности семьи.
Перечень практических работ
Номер темы
|
Наименование работы
|
1.1
|
Порядок выдвижения гипотез о функциональности или степени дисфункции семьи (0,5 час.)
|
1.2
|
Диагностика иерархических отношений, семейных ролей, виды внутрисемейных контактов, конфликтные отношения и агрессия. Особенности применения проективных диагностических методик: рисунок семьи, динамический рисунок семьи, семья животных. (0,5 час.)
|
Вопросы и задания
- Раскройте понятие семьи как системы.
- Определите функции семьи, нормально функционирующие и дисфункциональные семьи.
- Что называется структурой семьи, в чем проявляются её нарушения?
- Опишите жизненный цикл семьи, понятие семейных подсистем и границ.
- Семья как коммуникативная система: виды внутрисемейных контактов, конфликтные отношения и агрессия.
Тема 2. Коммуникативная, педагогическая и гендерная культуры семьи (2 час.)
Составляющие педагогической культуры семьи. Изменение ролей мужа и жены в современной семье. Искажение и нарушение чувства любви, нарушение общения. Виды нарушений жизнедеятельности семьи. Педагогическая культура родителей и взаимоотношения поколений.
Семинарско-практические занятия
Групповая дискуссия по теме «Современные проблемы семьи». Цель – сформировать правильные установки и дать ориентиры в наиболее сложных вопросах семейной жизни. Методическое обеспечение – экспресс-анкета «Ваше отношение к семье».
Вопросы и задания
- Проведите классификацию и охарактеризуйте социально-педагогические проблемы современной семьи.
- Почему растет значение семьи в социально-экономической и культурной жизни общества?
- Как влияет общество на тип семьи, её структуру и функции?
- Опишите проблемы современной семьи с точки зрения социолога, философа, педиатра, психолога, педагога, демографа, экономиста, юриста.
- Какие неблагоприятные тенденции отмечаются в настоящее время в становлении семьи?
Раздел 2. Стили и методы семейного воспитания. Основы семейной педагогики (4 часа)
Тема 3. Мотивы и методы семейного воспитания (2 часа)
Мотивы воспитания и родительства. Степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения. Уровень протекции, забота, внимание родителя, удовлетворение потребностей ребенка. Стиль общения и взаимодействия с ребенком. Особенности проявления родительского лидерства и власти.
Тема 4. Семейная педагогика и социальный контроль (2 часа)
Требования и запреты, их содержание и количество, способы контроля, поощрения и наказания. Степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.
Раздел 3. Формы и методы взаимодействия с родителями школьников
Тема 5. Проблемы воспитания школьников разных возрастов. Помощь родителям школьников с ОВЗ (2 часа)
Психологические причины нарушений в семейном воспитании. Диагностика типов патологизирующего воспитания. Основные принципы и методики коррекции семейных отношений. Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка.
Тема 6. Организация консультативной работы с родителями школьников (1 час)
Семинарско-практические занятия
Цели и задачи коррекционной работы педагога и психолога в области детско-родительских отношений. Знакомство с принципами организации социально-психологических тренингов «Школа для родителей», «Профилактика семейных конфликтов» и др. Использование сюжетно-ролевых игр.
- Раскройте содержание понятия «воспитательный потенциал семьи».
- Какие понятия используются для теоретического и экспериментального анализа детско-родительских отношений?
- Каковы причины возможных нарушений в формировании родительской позиции.
- Раскройте содержание и опишите стили детско-родительских отношений в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте.
- В чем состоит авторитет родителей?
- Опишите методы семейной педагогики: убеждение, требование, упражнение, пример, поощрение, наказание.
4. Материально-технические условия реализации программы
Для проведения занятий Летней Школы «Взаимодействие образовательной организации с родителями школьников» требуется аудитория, оснащенная компьютером. Занятия проводятся с использованием Интернета.
5. Учебно-методическое обеспечение программы
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
- Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. М.: 5 за знания, 2005. 240 с.
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. (2009) 192 с.
Дополнительная литература:
- Семья: психология, педагогика, социальная работа / Под ред. А.А. Реана. М.: АСТ, 2010. 576 с.
- Педагогика и психология семейного воспитания / М.П. Осипова и др. Минск: ИВЦ Минфина, 2008. 360 с.
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие / О.А. Карабанова. М.: Гардарики, 2008. 320 с.
- Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 496 с.
- Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации www.ya-roditel.ru
- Автономная некоммерческая организация «Семья России» www.semyarossii.ru
Вопросы для дискуссий:
- Классификация и характеристика социально-педагогических проблем современной семьи;
- Содержание понятия «воспитательный потенциал семьи»;
- Понятие семьи как системы, системный подход к анализу семьи;
- Функции семьи, нормально функционирующие и дисфункциональные семьи, структура семьи и её нарушения;
- Семья как коммуникативная система: виды внутрисемейных контактов, конфликтные отношения и агрессия.
- Основные понятия, используемые для теоретического и экспериментального анализа родительско-детских отношений;
- Причины и возможные нарушения в формировании родительской позиции;
- Влияние личностных особенностей ребенка на стиль родительского поведения;
- Влияние личностных качеств родителя на характер, содержание и эмоциональную окраску детско-родительских отношений;
- Зависимость психического развития ребенка от его позиции в семье,
- Конфликты родителей и подростков: причины, содержание и функции.
- Причины и возможные нарушения в формировании родительской позиции;
- Влияние личностных особенностей ребенка на стиль родительского поведения;
- Влияние личностных качеств родителя на характер, содержание и эмоциональную окраску детско-родительских отношений;
- Постоянные и изменчивые качества родительской роли;
- Качества оптимальной родительской позиции;
- Методы в консультировании по вопросам семейного воспитания, общие особенности использования рисунков детей в консультировании, инструкции и правила проведения техник, диагностические возможности;
- Основные виды и специфические особенности консультирования;
- Традиционные и нетрадиционные методы работы с родителями школьников.
7. Составитель программы:
Новикова Галина Викторовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры истории и философии образования факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова.