Отчет о проведении семинара «Методология пошагового решения задач по физике»,
04.12.2015, физический факультет МГУ
Решение задач по физике в средней школе – важный этап становления будущего специалиста в области естественных и технических наук. К сожалению, сокращение часов на изучение физики в школе привело к тому, что часть выпускников имеет размытое представление о физической науке, и уж, тем более, не умеет решать задачи. Работы ведущих преподавателей физического факультета МГУ сформировали систему решения школьных физических задач, основанную на пошаговых алгоритмах. Предлагаемые алгоритмы, их пошаговое содержание, методология их применения, связь с моделированием и олимпиадными задачами обсуждались в рамках семинара 04.12.15.
На семинар прибыло 23 учителя физики, в том числе 4 участника не проходили электронную регистрацию. Учителя приняли живое участие в дискуссии по предлагаемой теме, активно задавали вопросы выступающим, вносили предложения по содержанию рассмотренных алгоритмов.
Участники семинара по его окончании получили сертификат.
Краткие аннотации выступлений
Алгоритмический подход при решении задач динамики
П.Ю. Боков
Рассмотрен алгоритмический подход решения задач динамики как с применением законов Ньютона, так и с применением законов сохранения импульса и механической энергии. Показаны важность выбора моделей, роль системы отсчета на начальном этапе решения задачи, а также, актуальность анализа ответа не только с точки зрения размерности, но и с точки зрения соответствия действительности.
Решение задач отборочного тура олимпиады «Ломоносов-2015» с применением алгоритмов
А.В. Грачев
Предложен вариант решения двух задач динамики, предлагавшихся на отборочном туре олимпиады «Ломоносов-2015» по физике. Рассмотрена важность последовательности действий при решении задач.
Алгоритмизация задач механики и их решение с помощью вычислительных средств
Е.А. Михайлов
Алгоритмизация – важный этап написания компьютерной программы. Большая часть задач механики, не имеющих аналитического решения в рамках школьного курса физики и математики, современными школьниками может быть решена путем численного моделирования с использованием распространенных программных продуктов, например, таких как Microsoft Excel. В сообщении рассмотрен один из подходов к решению задач с применением вычислительных средств.
Регистрация на семинар начнется в 17.30. Одна из основных трудностей при освоении школьниками курса физики связанна с решением задач. Причем речь идет не только об олимпиадных задачах, речь, в том числе, о задачах, встречающихся в заданиях ГИА. В рамках семинара авторским коллективом нового УМК по физике (авт. Грачев А.В., Погожев В.А. и др.) предлагается рассмотреть варианты типизации школьных задач по физике и пошаговый подход к их решению.