Проектная деятельность учащихся в области наук о жизни и Земле (экология, биология, география)

Общая информация о курсе

Предмет: 

  • Подготовка к творческому конкурсу

Структурное подразделение: 

Форма проведения курса: 

  • Очно-заочная (вечерняя)

Общая продолжительность курса: 

36 ак. ч.

Продолжительность очной части курса: 

36 ак. ч.

Форма аттестации: 

  • Очная

Стоимость курса: 

7 500 руб.
Расписание занятий

Дата начала курса: 

08.02.16

Дата окончания курса: 

31.03.16

Время проведения занятий: 

с 16.00 до 19.00

Расписание занятий: 

Занятия проводятся два раза в неделю по понедельникам и средам.
Описание курса

Целевая аудитория курса: 

учителя общеобразовательных учреждений

Уровень начальной подготовки: 

среднее и высшее профессиональное образование

Характер курса: 

  • Элективный, инновационный

Аннотация курса: 

Курс направлен на знакомство с методическими подходами к организации, выполнению и оформлению проектных исследовательских работ, а также на овладение различными методами научных исследований в области естественных наук (биология, география, экология), которые можно использовать в дополнительном образовании школьников.

Преподаватели курса: 

Пикуленко М.М. – к.б.н., с.н.с. Музея Землеведения
Попова Л.В. – д.п.н., доцент, в.н.с. Музея Землеведения
Таранец И.П. - к.б.н., н.с. Музея Землеведения

Программа курса: 

Раздел 1. Методический

Тема 1.1. Реализация личностно-ориентированного, компетентностного и системно-деятельностного подходов в организации образовательного процесса
Образование как многоаспектный феномен. Основные направления обучения в современном образовании. Личностно-ориентированный, компетентностный, системно-деятельностные подходы как основа организации образовательного процесса. Экологическое образование и устойчивое развитие.
Интерактивное обучение. Создание обучающей среды. Роль педагога при интерактивном обучении – побуждение к самостоятельному поиску решений. Различные интерактивные методы: разработка и выполнение творческих заданий; проектная деятельность; работа в малых группах; использование обучающих игр (ролевые, имитационные, деловые, образовательные); привлечение общественных ресурсов (приглашение специалистов практиков, проведение экскурсий); работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами; организация дискуссий; создание выставок, спектаклей, сказок и другое.

Тема 1.2. Требования к результатам обучения в соответствии с ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) второго поколения: требования к результатам обучения - личностные, предметные, метапредметные.
Формы организации обучения: формальные и неформальные (дополнительные), индивидуальные, групповые, взаимного обучения, дифференцированного обучения по способностям учащихся.

Раздел 2. Реализация проектной деятельности
Тема 2.1. Проектная и научно-исследовательская деятельность школьников
Методические вопросы организации, выполнения и оформления проектных работ. Отличие проектных работ от исследовательских работ. Выбор темы для проектной деятельности учащихся. Составление плана выполнения проектной работы. Требования к выбору методов исследования, получению результатов, оформлению работы. Выбор методов для проведения исследования. Представление результатов исследования и их обсуждение. Оформление списка литературы. Подготовка доклада по исследовательской работе для участия в конференции.
Рассмотрение примеров проектных и исследовательских работ. Нахождение ошибок и неточностей в формулировках тем, цели и задач работ.
Тема 2.2. Разработка проектов экологических троп
Экологическое просвещение и экологический туризм. Назначение экологических троп. Условия создания экологической тропы: доступность для посетителей, привлекательность, информационная емкость, разноплановость точек обзора, создание карты или схемы маршрута. Описание точек обзора (остановки). Оборудование и оформление экологических троп. Учет мнения посетителей парковой зоны (социологические опросы). Темы экскурсий по экологической тропе.
Тема 2.3. Биоиндикация и биотестирование
Биоиндикация – оценка состояния среды с помощью живых организмов. Оценка влияния на живые организмы абиотических факторов (температура, влажность, кислотность, соленость и т.д.) и биотических (других организмов). Динамика численности популяций. Биоиндикация на организменном уровне: морфологические изменения у растений (окраска листьев, некрозы, изменение формы листьев), опадение листы, изменение жизненных форм, морфологические изменения у животных (размеры, пропорции, покровы, окраска, уродства).
Тема 2.4. Проектная деятельность на особо охраняемых природных территориях
Комплексное обследование ООПТ. Комплексное обследование интересных природных объектов. Проектирование новых памятников природы. Природоохранная работа на ООПТ: проектирование экологических троп, очистка территории, работа с посетителями национальных парков и другая волонтерская работа.

Итоговый раздел. Оценка качества освоения программы производится на основании очной итоговой аттестации и предполагает подведение итогов курсовой подготовки – защиту выпускной квалификационной работы педагога (развернутый план выполнения исследовательской работы с учащимися, где указаны название работы – цель, задачи, описаны методы и приведен список литературы, который будет рекомендован учащимся).

Литература и иные материалы курса: 

1. Ананьева Е.Г., Мирнова С.С. Земля: Полная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – 243 с.
2. Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества. В 2-х томах. М., "Мир", 1989. Т.1 667с.; Т.2. 447 с.
3. Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / под ред. О.П. Мелеховой и Е.И. Сарапульцевой. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.
4. Богданов Е.В. Заповедные острова: Книга о заповедниках, национальных парках и не только... – Смоленск: Маджента, 2005. – 296 с.
5. Ботанические сады как центры сохранения биоразнообразия и рационального использования растительных ресурсов. – М., 2005. – 585 с.
6. Бродский А.К. Введение в проблемы биоразнообразия. Иллюстрированный справочник. – СПб.: Издательство ДЕАН, 2002. – 144 с.
7. Горшков С.П. Учение о Биосфере. Введение: Учебное пособие. – М.: Географический факультет МГУ, 2007. – 118 с.
8. Данилина Н.Р., Синицына В.Я., Ясвин В.А. Заповедная экосеминария. – Смоленск: Маджента, 2006. – 144 с.
9. Данилина Н.Р., Ясвин В.А.,. Степаницкий В.Б. Концепция работы государственных природных заповедников и национальных парков Российской Федерации по экологическому просвещению населения. Режим доступа //http//www.wildnet.ru/, 24.05.2008.
10. Данилина Н.Р. Экологическое просвещение в заповеднике: возможности, некоторые результаты и задачи. Режим доступа //http//www.wildnet.ru/Russia/Sborik/sbornik 17/Doc1.HTML, 28.09.2008.
11. Дежкин В.В., Лихацкий Ю.Л., Снакин В.В. и др. Заповедное дело: Теория и Практика. – М.: Фонд Иносфера – НИЛ-Природа, 2006. – С.163-172.
12. Кирилюк О.К. Школьные учебные тропы природы. Создание и использование. Из опыта школ Читинской области. – Чита, 2001. – 48 с.
13. Короновский Н.В., Якушова А.Ф. Основы геологии. – М.: Изд-во Высшая школа, 1991. – 384 с.
14. Ландшафтное планирование с элементами инженерной биологии / Отв. ред. А.В. Дроздов. М.: Т-во научн. Изданий КМК, 2006. – 239 с.
15. Лурье И.К. Геоинформационное картографирование. Учебник. – М.: КДУ, 2008.
16. Маккалистер Р. Все о растениях в легендах и мифах. – СПб.: ООО «СЗКЭО «Кристалл», 2007. – 192 с.
17. Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества.– М.: Изд-во МГУ, 2006.– 624 с.
18. Методические рекомендации по оформлению экологических и научных троп на ООПТ г. Москвы. – М.: изд. Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, 2004.
19. Методы экологических исследований: сборник методических материалов / Эколого-просветительский центр «Заповедники». – М.: Журнал «исследовательская работа школьников», 2006. – 78 с.
20. Московский университет – Воробьевы горы. Взгляд из космоса, с воздуха, с земли. Аэрокосмический атлас./ Е.П.Чалова, О.В.Вахнина; Под ред. В.И.Кравцовой.- М.: Научный мир, 2004.
21. На пути к образованию для устойчивого развития в России // Под ред. Н.С. Касимова и С.М. Малхазовой. – М.:ГЕОС, 2006. – 206 с.
22. Наука о Земле: геоэкология: учебное пособие (под общ. редакцией А.В.Смурова, В.И.Василевича и М.И.Непоклоновой) / Учебно-методическое пособия для студентов ВУЗов - 2-е изд., переработ. и доп.- М.:КДУ, 2010. 564 с.
23. Тропа в гармонии с природой. Сборник Российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. – М.: «Р.Валент», 2007. – 176 с.
24. Чижова В.П. Школа природы. Экологическое образование в охраняемых природных территориях. – М.: «Текст», 1997. – 160 с.
25. Экология России: учебник для студ. учреждений высш. пед. проф. образования /[А.В. Смуров, В.В. Снакин, Н.Г. Комарова и др.]; под ред. А.В.Смурова и В.В. Снакина. – Изд. центр «Академия», 2011. – 352 с.
Электронные ресурсы:
26. Биологическая индикация (назначение, подходы и методы исследований) http://duckweed.kubagro.ru/biocont.htm#M1
27. Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников» http:/www.researcher.ru
28. Лихенологические ресурсы http://www.lichenfield.com/
29. Лишайники - индикаторы загрязнения
http://www.ecosystema.ru/07referats/pchelkin/poplich13.htm (Экологически центр «Экосистема»)
30. Методика организации и проведения работ по мониторингу лесов европейской части России по программе icp-forest (методика ЕЭК ООН) http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_43328.html
31. Публикации по гидробиологии и биоиндикации http://ecograde.belozersky.msu.ru/library/index.html
32. Сапробность и биоиндикация качества воды http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0133813
33. Мониторинг загрязнения водоемов по составу макрозообентоса. М.В. Чертопруд www.rheos.org.ru/studmat/MONITOR1.doc
34. Описания водных животных http://www.proakvarium.ru/books/lasukov/las13.htm
35. Публикации Чертопруда М.В. http://hydro.bio.msu.ru/data-ch.htm

Контактная информация

Телефон: 

8-495-939-29-76

Email: 

Адрес: 

119991, Москва, Ленинские Горы 1, Главное здание МГУ, Музей Землеведения, этажи 24-31

Как проехать: 

М. «Университет», выход к Ломоносовскому проспекту, далее тр.34 или авт. 130,103, 67, 187, 260 до ост. «Фундаментальная библиотека» (2-я остановка); или авт. 1, 113, 119, 661 до ост. «Дом культуры МГУ» (2-я остановка)