Раздел 1. Методический
Тема 1.1. Реализация личностно-ориентированного, компетентностного и системно-деятельностного подходов в организации образовательного процесса
Образование как многоаспектный феномен. Основные направления обучения в современном образовании. Личностно-ориентированный, компетентностный, системно-деятельностные подходы как основа организации образовательного процесса. Экологическое образование и устойчивое развитие.
Интерактивное обучение. Создание обучающей среды. Роль педагога при интерактивном обучении – побуждение к самостоятельному поиску решений. Различные интерактивные методы: разработка и выполнение творческих заданий; проектная деятельность; работа в малых группах; использование обучающих игр (ролевые, имитационные, деловые, образовательные); привлечение общественных ресурсов (приглашение специалистов практиков, проведение экскурсий); работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами; организация дискуссий; создание выставок, спектаклей, сказок и другое.
Тема 1.2. Требования к результатам обучения в соответствии с ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) второго поколения: требования к результатам обучения - личностные, предметные, метапредметные.
Формы организации обучения: формальные и неформальные (дополнительные), индивидуальные, групповые, взаимного обучения, дифференцированного обучения по способностям учащихся.
Раздел 2. Реализация проектной деятельности
Тема 2.1. Проектная и научно-исследовательская деятельность школьников
Методические вопросы организации, выполнения и оформления проектных работ. Отличие проектных работ от исследовательских работ. Выбор темы для проектной деятельности учащихся. Составление плана выполнения проектной работы. Требования к выбору методов исследования, получению результатов, оформлению работы. Выбор методов для проведения исследования. Представление результатов исследования и их обсуждение. Оформление списка литературы. Подготовка доклада по исследовательской работе для участия в конференции.
Рассмотрение примеров проектных и исследовательских работ. Нахождение ошибок и неточностей в формулировках тем, цели и задач работ.
Тема 2.2. Разработка проектов экологических троп
Экологическое просвещение и экологический туризм. Назначение экологических троп. Условия создания экологической тропы: доступность для посетителей, привлекательность, информационная емкость, разноплановость точек обзора, создание карты или схемы маршрута. Описание точек обзора (остановки). Оборудование и оформление экологических троп. Учет мнения посетителей парковой зоны (социологические опросы). Темы экскурсий по экологической тропе.
Тема 2.3. Биоиндикация и биотестирование
Биоиндикация – оценка состояния среды с помощью живых организмов. Оценка влияния на живые организмы абиотических факторов (температура, влажность, кислотность, соленость и т.д.) и биотических (других организмов). Динамика численности популяций. Биоиндикация на организменном уровне: морфологические изменения у растений (окраска листьев, некрозы, изменение формы листьев), опадение листы, изменение жизненных форм, морфологические изменения у животных (размеры, пропорции, покровы, окраска, уродства).
Тема 2.4. Проектная деятельность на особо охраняемых природных территориях
Комплексное обследование ООПТ. Комплексное обследование интересных природных объектов. Проектирование новых памятников природы. Природоохранная работа на ООПТ: проектирование экологических троп, очистка территории, работа с посетителями национальных парков и другая волонтерская работа.
Итоговый раздел. Оценка качества освоения программы производится на основании очной итоговой аттестации и предполагает подведение итогов курсовой подготовки – защиту выпускной квалификационной работы педагога (развернутый план выполнения исследовательской работы с учащимися, где указаны название работы – цель, задачи, описаны методы и приведен список литературы, который будет рекомендован учащимся).