Раздел 1. Современное землеведение
Тема 1. Строение и глобальная эволюция Земли
Земля в Солнечной системе. Космогонические представления об образовании Земли. Космическое вещество и метеориты. Солнечно-Земные связи. Формы и размеры Земли. Магнитное и другие поля Земли. Годовое и суточное движения Земли и их следствия. Внутреннее строение Земли.
Тема 2. Эндогенные и экзогенные процессы Земли
Понятие об эндогенных процессах и формы их проявления. Литосфера и ее строение. Эволюция литосферы Земли. Тектонические движения. Тектоника литосферных плит и ее основные положения. Причины движения плит. Разрывные и складчатые нарушения. Горизонтальные тектонические движения. Вертикальные движения и их причины. Землетрясения и вулканизм. Формирование рельефа земной поверхности в связи с эндогенными процессами.
Понятие об экзогенных процессах и их сущность. Выветривание – денудация – аккумуляции. Склоновые, эоловые, флювиальные, карстовые, гляциальные и другие экзогенные процессы суши. Береговые процессы. Экзогенные процессы дня Мирового океана. Взаимодействие экзогенных и эндогенных процессов. Концепции рельефообразования.
Тема 3. Минералы и горные породы
Химический, минеральный и петрологический состав Земли и земной коры. Минералы и их классификации. Свойства и характеристика основных минеральных классов. Парагенезисы. Горные породы и их классификация. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Полезные ископаемые и их основные типы. Формирование месторождений полезных ископаемых, их главнейшие типы.
Тема 4. Биосфера: роль живого в преобразовании оболочек планеты
Биосфера (Э.Зюсс, В.И. Вернадский) – границы, свойства и функции.
Концепции возникновения жизни и ее эволюции на Земле. Периодизация истории Земли.
Постепенное изменение живыми организмами состава атмосферы, гидросферы и литосферы. Почва как биокосное вещество. Образование почв и почвенный профиль. Свойства почв и их функции (экологические и др.).
Интегрирующая роль круговорота и перемещения веществ в биосфере. Гомеостатические свойства биосферы.
Представления В.И.Вернадского (1863-1945) о планетарном масштабе деятельности человечества, сопоставимым по силе с геологическими процессами.
Формирование современных представлений о сбалансированном развитии человечества. Представления В.И.Вернадского о ноосфере. Концепция рационального природопользования на основе сохранения естественного круговорота веществ, биоразнообразия и природных саморегуляций стабильности биосферы, как основа устойчивого развития человечества.
Тема 5. Современные экологические проблемы.
Рост численности населения Земли. Обеспечение человечества продовольствием. Потребление природных ресурсов (сырьевая проблема). Экологические проблемы энергетического обеспечения прогресса. Загрязнение окружающей среды.
История изменения климата на Земле. Природные и антропогенные составляющие современного изменения климата. Теория «парникового эффекта». Предполагаемые неблагоприятные экологические и экономические последствия потепления климата, вследствие антропогенного воздействия.
Проблема истощения озонового слоя в атмосфере Земли и современные гипотезы относительно причин этого явления. Защитная роль озонового слоя.
Экологический кризис: региональные и глобальные проявления, темп нарастания, степень опасности для человечества, воздействие на каждого человека. Разработка нормативов и оценка качества окружающей среды.
Основные этапы исторического развития охраны природы. Значение экологии и природопользования в современном мире. Становление концепции «устойчивого развития человечества». Значение международных усилий для предотвращения экологического кризиса и обеспечения устойчивого развития человечества.
Раздел 2. Музейные средства в естественнонаучном образовании
Тема 1. Естественнонаучный музей и его место в современном мире.
Музей и его предназначение. Типы, профили, функциональные модели современных музеев. Предмет исследования и ключевые понятия музееведения и музеологии. Музейный метод. Отражение проблем землеведения в музеях. История музеев и музейного дела. Современная сеть музеев и перспективы их развития. Вопросы музейного менеджмента.
Тема 2. Фондовая работа в естественнонаучном музее.
Понятие фондов музея и их организация. Направления фондовой работы. Музейные предметы, их свойства и классификации. Комплектование и учет музейных фондов. Учетная документация. Каталогизация музейных фондов. Хранение музейных фондов. Консервация, реставрация и транспортировка музейных предметов. Научное изучение музейных предметов. Специфика фондовой работы в естественнонаучном музее.
Тема 3. Экспозиционная работа.
Принципы и методы построения экспозиции музеев. Тематическая структура экспозиции. Экспозиционные материалы. Особенности экспозиции разных типов музеев. Отражения проблем землеведения в экспозиции. Научно-экспозиционная деятельность. Проектирование экспозиции. Принципы художественного решения экспозиции. Этапы художественного проектирования экспозиции. Экспозиция неживой природы. Экспозиция живой природы. Ландшафтная экспозиция.
Тема 4. Культурно-образовательная деятельность музеев и музейная педагогика.
Цели и задачи культурно-образовательной деятельности и музейной педагогики, их специфика. Основные виды и формы культурно-просветительской работы и педагогической деятельности в пределах музеев. Экскурсионная деятельность. Музейная экскурсия, ее типы. Подготовка и проведение экскурсий. Другие виды педагогической деятельности. Специфика педагогической деятельности в естественнонаучных музеях.
Итоговый раздел. Оценка качества освоения программы производится на основании очной итоговой аттестации и предполагает подведение итогов курсовой подготовки – защиту выпускной работы педагога (развернутый план проведения урока и выполнения исследовательской проектной работы с учащимися, где указаны название работы – цель, задачи, описаны методы и приведен список литературы, который будет рекомендован учащимся).