Раздел 1. Экологический цикл
Тема 1. Концепция устойчивого развития
Взаимная связь социальных, экономических и экологических проблем современного общества. Содержание «Повестки дня на 21 век», принятой в Рио-де-Жанейро (1992). Формирование понятия и концепции «устойчивого развития». Центральное место самих людей в устойчивом развитии. Конфликты, порожденные социальным неравенством и незащищенностью основных прав граждан. Действия ООН по преодолению бедности и экономической отсталости слаборазвитых стран. Опасность межнациональных и межконфессионных конфликтов.
Постепенное расширение и признание прав личности. Роль демократических принципов устройства общества в достижении устойчивого развития человечества. «Повестка дня на 21 век» об основных задачах преодоления различных форм исторически установившегося социального неравенства: национальностей, полов, возрастных групп и пр.
Всемирный саммит в Йоханнесбурге по устойчивому развитию (2002). Основные решения. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию. Индексы и индикаторы устойчивого развития. Экологическая политика. Эволюция представлений о сущности устойчивого развития.
Тема 2. Экологическое образование и его основные составляющие
Формирование массового экологического мировоззрения. Значение образования, воспитания и пропаганды в деле охраны природы и становления рационального природопользования. Тбилисская декларация по экологическому образованию. Особенности дошкольного, школьного, вузовского и поствузовского образования по экологии и природопользованию.
Образовательные стандарты в области экологии и охраны окружающей среды. Концепция и стратегия экологического образования в России. Концепция непрерывного образования. Переподготовка кадров по охране окружающей среды. Система повышения квалификации. Роль профессиональных экологов в предотвращении экологического кризиса.
Роль общественности в обеспечении здоровой среды обитания. Проведение публичных мероприятий. Референдумы об охране окружающей природной среды. Право граждан на достоверную экологическую информацию и на объединения для охраны окружающей природной среды. Экологические права общественных объединений. Экологические обязанности граждан и общественных объединений.
Тема 3. Основные показатели устойчивого развития и образование в интересах устойчивого развития
Индексы и индикаторы устойчивого развития: экологические, экономические, социальные и институциональные. Предназначение индикаторов устойчивого развития. Индекс развития человеческого потенциала. Индекс экологической устойчивости. Изменение структуры потребностей общества, критериев жизни и уровня развития. Роль культурных и религиозных традиций в проблеме устойчивого развития. Формирование нового мышления, новой культуры и этики.
Реализация Стратегии образования в интересах устойчивого развития. Десятилетие ООН образования в интересах устойчивого развития. Перспективы совершенствования образования, воспитания и просвещения.
Раздел 2. Методический цикл
Образование как многоаспектный феномен. Основные направления обучения в современном образовании. Личностно-ориентированный, компетентностный, системно-деятельностные подходы как основа организации образовательного процесса. Экологическое образование и устойчивое развитие.
Тема 1. Система непрерывного экологического образования
Система непрерывного экологического образования в Российской Федерации (дошкольное образование – средняя школа – вуз – профессиональная переподготовка – экологическое просвещение). Документы Тбилисской конференции по экологическому образованию (1977 г.). Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации (2000 г.). Принципы экологического образования: комплексность, междисциплинарность, непрерывность.
Содержание экологического образования дошкольников. Организация системы экологического образования в детском саду. Развивающая среда для экологического образования. Экологические комплексы дошкольного образовательного учреждения. Экологические тропинки. «Экологический паспорт» дошкольного учреждения. Методика экологического образования дошкольников. Проектно-исследовательская деятельность дошкольников.
История преподавания экологии в средней школе. Содержание экологического образования в средней школе: разделы общая экология и социальная экология. Разнообразие учебников по экологии для средней школы.
Методика экологического образования в средней школе. Практические и лабораторные работы, метод исследовательских проектов. Экологические игры. Олимпиады по экологии.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) нового поколения (2010 г.). Универсальные учебные действия и фундаментальное ядро знаний по естественным дисциплинам.
Профессиональное и всеобщее экологическое образование в высшей школе. История становления и развития высшего профессионального экологического образования в России. Инженерное и естественно-научное экологическое образование.
Тема 2. Формы и методы экологического образования
Формы организации обучения: формальные и неформальные (дополнительные), индивидуальные, групповые, взаимного обучения, дифференцированного обучения по способностям учащихся (мангеймская система), бригадное обучение. Особенности классно-урочной системы. Традиционные формы обучения в вузе: лекция, семинар, практическая работа.
Традиционная классификация методов обучения по источнику получения знаний – методы подразделяются на наглядные, практические, словесные, работу с книгой и видеометод. Классификация методов по типу познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин): объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично поисковый (эвристический), исследовательский. Характеристика, сущность и содержание методов обучения. Выбор методов.
Интерактивное обучение. Создание обучающей среды. Роль педагога при интерактивном обучении – побуждение к самостоятельному поиску решений. Различные интерактивные методы: разработка и выполнение творческих заданий; работа в малых группах; использование обучающих игр (ролевые, имитационные, деловые, образовательные); привлечение общественных ресурсов (приглашение специалистов практиков, проведение экскурсий); работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами; организация дискуссий; создание выставок, спектаклей, сказок и другое.
Практическое освоение ряда экологических игр и упражнений: «Остров», «Путешествие с атомом углерода», «Шум в нашей жизни», «Экологический конструктор», расчет «Экологического следа» и «Эффективности энергопотребления».
Итоговый раздел. Оценка качества освоения программы производится на основании очной итоговой аттестации и предполагает подведение итогов курсовой подготовки – защиту выпускной работы (конспект урока, сценарий экологического праздника, отчет о выполнении исследовательской работы с учащимися, анализ экологической информации и др.).