Экология и устойчивое развитие (интерактивные методы в экологическом образовании)

Общая информация о курсе

Предмет: 

  • Экология

Структурное подразделение: 

Форма проведения курса: 

  • Очно-заочная (вечерняя)

Общая продолжительность курса: 

36 ак. ч.

Продолжительность очной части курса: 

36 ак. ч.

Форма аттестации: 

  • Очная

Стоимость курса: 

7 500 руб.
Расписание занятий

Дата начала курса: 

01.02.16

Дата окончания курса: 

29.02.16

Время проведения занятий: 

с 16.00 до 19.00 часов

Расписание занятий: 

Занятия проводятся 2 раза в неделю по понедельникам и средам
Описание курса

Целевая аудитория курса: 

учителя общеобразовательных учреждений

Уровень начальной подготовки: 

высшее и среднее профессиональное образование

Характер курса: 

  • Профессионального совершенствования

Аннотация курса: 

Курс направлен на знакомство слушателей со сложившейся в нашей стране системой непрерывного экологического образования (дошкольное – средняя школа – вуз – профессиональная переподготовка – экологическое просвещение), а также с формами и методами экологического образования.

Преподаватели курса: 

Попова Л.В. – к.б.н., доцент, в.н.с. Музея Землеведения
Пикуленко М.М. - к.б.н., с.н.с. Музея землеведения
Таранец И.П. - к.б.н.,н.с. Музея Землеведения

Программа курса: 

Раздел 1. Экологический цикл

Тема 1. Концепция устойчивого развития
Взаимная связь социальных, экономических и экологических проблем современного общества. Содержание «Повестки дня на 21 век», принятой в Рио-де-Жанейро (1992). Формирование понятия и концепции «устойчивого развития». Центральное место самих людей в устойчивом развитии. Конфликты, порожденные социальным неравенством и незащищенностью основных прав граждан. Действия ООН по преодолению бедности и экономической отсталости слаборазвитых стран. Опасность межнациональных и межконфессионных конфликтов.
Постепенное расширение и признание прав личности. Роль демократических принципов устройства общества в достижении устойчивого развития человечества. «Повестка дня на 21 век» об основных задачах преодоления различных форм исторически установившегося социального неравенства: национальностей, полов, возрастных групп и пр.
Всемирный саммит в Йоханнесбурге по устойчивому развитию (2002). Основные решения. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию. Индексы и индикаторы устойчивого развития. Экологическая политика. Эволюция представлений о сущности устойчивого развития.

Тема 2. Экологическое образование и его основные составляющие
Формирование массового экологического мировоззрения. Значение образования, воспитания и пропаганды в деле охраны природы и становления рационального природопользования. Тбилисская декларация по экологическому образованию. Особенности дошкольного, школьного, вузовского и поствузовского образования по экологии и природопользованию.
Образовательные стандарты в области экологии и охраны окружающей среды. Концепция и стратегия экологического образования в России. Концепция непрерывного образования. Переподготовка кадров по охране окружающей среды. Система повышения квалификации. Роль профессиональных экологов в предотвращении экологического кризиса.
Роль общественности в обеспечении здоровой среды обитания. Проведение публичных мероприятий. Референдумы об охране окружающей природной среды. Право граждан на достоверную экологическую информацию и на объединения для охраны окружающей природной среды. Экологические права общественных объединений. Экологические обязанности граждан и общественных объединений.

Тема 3. Основные показатели устойчивого развития и образование в интересах устойчивого развития
Индексы и индикаторы устойчивого развития: экологические, экономические, социальные и институциональные. Предназначение индикаторов устойчивого развития. Индекс развития человеческого потенциала. Индекс экологической устойчивости. Изменение структуры потребностей общества, критериев жизни и уровня развития. Роль культурных и религиозных традиций в проблеме устойчивого развития. Формирование нового мышления, новой культуры и этики.
Реализация Стратегии образования в интересах устойчивого развития. Десятилетие ООН образования в интересах устойчивого развития. Перспективы совершенствования образования, воспитания и просвещения.

Раздел 2. Методический цикл
Образование как многоаспектный феномен. Основные направления обучения в современном образовании. Личностно-ориентированный, компетентностный, системно-деятельностные подходы как основа организации образовательного процесса. Экологическое образование и устойчивое развитие.

Тема 1. Система непрерывного экологического образования
Система непрерывного экологического образования в Российской Федерации (дошкольное образование – средняя школа – вуз – профессиональная переподготовка – экологическое просвещение). Документы Тбилисской конференции по экологическому образованию (1977 г.). Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации (2000 г.). Принципы экологического образования: комплексность, междисциплинарность, непрерывность.
Содержание экологического образования дошкольников. Организация системы экологического образования в детском саду. Развивающая среда для экологического образования. Экологические комплексы дошкольного образовательного учреждения. Экологические тропинки. «Экологический паспорт» дошкольного учреждения. Методика экологического образования дошкольников. Проектно-исследовательская деятельность дошкольников.
История преподавания экологии в средней школе. Содержание экологического образования в средней школе: разделы общая экология и социальная экология. Разнообразие учебников по экологии для средней школы.
Методика экологического образования в средней школе. Практические и лабораторные работы, метод исследовательских проектов. Экологические игры. Олимпиады по экологии.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) нового поколения (2010 г.). Универсальные учебные действия и фундаментальное ядро знаний по естественным дисциплинам.
Профессиональное и всеобщее экологическое образование в высшей школе. История становления и развития высшего профессионального экологического образования в России. Инженерное и естественно-научное экологическое образование.

Тема 2. Формы и методы экологического образования
Формы организации обучения: формальные и неформальные (дополнительные), индивидуальные, групповые, взаимного обучения, дифференцированного обучения по способностям учащихся (мангеймская система), бригадное обучение. Особенности классно-урочной системы. Традиционные формы обучения в вузе: лекция, семинар, практическая работа.
Традиционная классификация методов обучения по источнику получения знаний – методы подразделяются на наглядные, практические, словесные, работу с книгой и видеометод. Классификация методов по типу познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин): объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично поисковый (эвристический), исследовательский. Характеристика, сущность и содержание методов обучения. Выбор методов.
Интерактивное обучение. Создание обучающей среды. Роль педагога при интерактивном обучении – побуждение к самостоятельному поиску решений. Различные интерактивные методы: разработка и выполнение творческих заданий; работа в малых группах; использование обучающих игр (ролевые, имитационные, деловые, образовательные); привлечение общественных ресурсов (приглашение специалистов практиков, проведение экскурсий); работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами; организация дискуссий; создание выставок, спектаклей, сказок и другое.
Практическое освоение ряда экологических игр и упражнений: «Остров», «Путешествие с атомом углерода», «Шум в нашей жизни», «Экологический конструктор», расчет «Экологического следа» и «Эффективности энергопотребления».

Итоговый раздел. Оценка качества освоения программы производится на основании очной итоговой аттестации и предполагает подведение итогов курсовой подготовки – защиту выпускной работы (конспект урока, сценарий экологического праздника, отчет о выполнении исследовательской работы с учащимися, анализ экологической информации и др.).

Литература и иные материалы курса: 

Основная литература
1. Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества: Учебник. – М.: МГУ, 2006. 624 с. (Классический университетский учебник).
2. Педагогика профессионального образования / Под ред. В.А. Сластёнина. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.
3. Подласый И.П. Педагогика: учебник. – М.: Юрайт–Издат,2009. –540 с.
4. Экология Москвы и устойчивое развитие: Учебное пособие для 10 (11) классов средних общеобразовательных школ / Под ред. Г.А. Ягодина. – М.: МИОО, «Интеллект-Центр», 2008. – 352 с.
Дополнительная литература
1. Бут Свини Л., Медоуз Д. Сборник игр для развития системного мышления [пер. с англ.] / Под ред. Г.А. Ягодина, Н.П. Тарасовой. – М.: Просвещение, 2007. – 285 с.
2. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в активные методы обучения. – М.: Просвещение, 2009. – 176 с.
3. Коменский Ян Амус. Великая дидактика.– М.:Учпедгиз, 1955.–318 с.
4. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11) класс. – М.: Изд-во Дрофа, 2007. – 256 с.
5. Ларин В., Мнацаканян Р., Честин И, Шварц Е. Охрана природы России: от Горбачева до Путина. – М.: КМК, 2003. – 416 с.
6. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии. 10-11 класс.– М.: Изд-во «Устойчивый мир», 2000. – 448 с.
7. Медоуз Д., Рандерс Й., Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя/ Пер. с анг. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2007. – 342 с.
8. Миркин Б.М. , Наумова Л.Г. Экология России: Учеб. из федерал. комплекса для 9-11 кл. общеобразовательных школ. – М.: АО «МДС», 1996. – 271 с.
9. Образование для перемен: пособие для преподавания и изучения устойчивого развития. Программа Балтийского университета. – Швеция. Упсала: Изд-во Vides Vestis, 2011. – 72 с.
10. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000 – 512 с.
11. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 280 с.
12. Рыжова Н.А. Материалы курса «Экологическое образование в детском саду». Лекции 1-4. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. – 72 с.
13. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. – М.: Магистр, 1997. – 308 с.
14. Чернова Н.М. Материалы курса «Учителю биологии об основах экологии» - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. – Лекции 1-4. – 52 с., Лекции 5-8. – 60 с.
15. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология. 10-11 класс. – М.: Изд-во Дрофа, 2010. – 304 с.

Контактная информация

Телефон: 

8-495-939-29-76

Email: 

Адрес: 

119991, Москва, Ленинские горы 1, Главное здание МГУ, Музей землеведения, 24 этаж

Как проехать: 

М. «Университет», выход к Ломоносовскому проспекту, далее тр.34 или авт. 130,103, 67, 187, 260 до ост. «Фундаментальная библиотека» (2-я остановка); или авт. 1, 113, 119, 661 до ост. «Дом культуры МГУ» (2-я остановка)