Землеведение (Музейные средства в естественнонаучном образовании)

Общая информация о курсе

Предмет: 

  • Педагогика

Структурное подразделение: 

Форма проведения курса: 

  • Очно-заочная (вечерняя)

Общая продолжительность курса: 

36 ак. ч.

Продолжительность очной части курса: 

36 ак. ч.

Форма аттестации: 

  • Очная

Стоимость курса: 

7 500 руб.
Расписание занятий

Дата начала курса: 

05.02.15

Дата окончания курса: 

26.03.15

Время проведения занятий: 

с 16.00 до 19.00

Расписание занятий: 

1 раз в неделю по четвергам
Описание курса

Целевая аудитория курса: 

учителя общеобразвоательных учреждений

Уровень начальной подготовки: 

высшее и среднее профессиональное образование

Характер курса: 

  • Адаптационный

Аннотация курса: 

Курс направлен на знакомство с современными достижениями науки в области землеведения и музейными средствами, используемыми в естественнонаучном образовании.

Преподаватели курса: 

Белая Н.И. – научный сотрудник сектора геодинамики Музея Землеведения
Пикуленко М.М. – к.б.н., с.н.с. Музея Землеведения
Попова Л.В. – к.б.н., доцент, в.н.с. Музея Землеведения

Программа курса: 

Раздел 1. Строение и глобальная эволюция Земли, геологические процессы, экологические проблемы

Тема 1. Строение и глобальная эволюция Земли
Земля в Солнечной системе. Космогонические представления об образовании Земли. Космическое вещество и метеориты. Солнечно-Земные связи. Формы и размеры Земли. Магнитное и другие поля Земли. Годовое и суточное движения Земли и их следствия. Внутреннее строение Земли.

Тема 2. Эндогенные и экзогенные процессы Земли
Понятие об эндогенных процессах и формы их проявления. Литосфера и ее строение. Эволюция литосферы Земли. Тектонические движения. Тектоника литосферных плит и ее основные положения. Причины движения плит. Разрывные и складчатые нарушения. Горизонтальные тектонические движения. Вертикальные движения и их причины. Землетрясения и вулканизм. Формирование рельефа земной поверхности в связи с эндогенными процессами.
Понятие об экзогенных процессах и их сущность. Выветривание – денудация – аккумуляции. Склоновые, эоловые, флювиальные, карстовые, гляциальные и другие экзогенные процессы суши. Береговые процессы. Экзогенные процессы дня Мирового океана. Взаимодействие экзогенных и эндогенных процессов. Концепции рельефообразования.

Тема 3. Биосфера: роль живого в преобразовании оболочек планеты
Биосфера (Э.Зюсс, В.И. Вернадский) – границы, свойства и функции.
Концепции возникновения жизни и ее эволюции на Земле. Периодизация истории Земли.
Постепенное изменение живыми организмами состава атмосферы, гидросферы и литосферы. Почва как биокосное вещество. Образование почв и почвенный профиль. Свойства почв и их функции (экологические и др.).
Интегрирующая роль круговорота и перемещения веществ в биосфере. Гомеостатические свойства биосферы.
Представления В.И.Вернадского (1863-1945) о планетарном масштабе деятельности человечества, сопоставимым по силе с геологическими процессами.
Формирование современных представлений о сбалансированном развитии человечества. Представления В.И.Вернадского о ноосфере. Концепция рационального природопользования на основе сохранения естественного круговорота веществ, биоразнообразия и природных саморегуляций стабильности биосферы, как основа устойчивого развития человечества.

Тема 4. Современные экологические проблемы.
Рост численности населения Земли. Обеспечение человечества продовольствием. Потребление природных ресурсов (сырьевая проблема). Экологические проблемы энергетического обеспечения прогресса. Загрязнение окружающей среды.
История изменения климата на Земле. Природные и антропогенные составляющие современного изменения климата. Теория «парникового эффекта». Предполагаемые неблагоприятные экологические и экономические последствия потепления климата, вследствие антропогенного воздействия.
Проблема истощения озонового слоя в атмосфере Земли и современные гипотезы относительно причин этого явления. Защитная роль озонового слоя.
Экологический кризис: региональные и глобальные проявления, темп нарастания, степень опасности для человечества, воздействие на каждого человека. Разработка нормативов и оценка качества окружающей среды.

Раздел 2. Музейные средства в естественнонаучном образовании

Тема 1. Естественнонаучный музей и его место в современном мире.
Музей и его предназначение. Типы, профили, функциональные модели современных музеев. Предмет исследования и ключевые понятия музееведения и музеологии. Музейный метод. Отражение проблем землеведения в музеях. История музеев и музейного дела. Современная сеть музеев и перспективы их развития. Вопросы музейного менеджмента.

Тема 2. Фондовая работа в естественнонаучном музее.
Понятие фондов музея и их организация. Направления фондовой работы. Музейные предметы, их свойства и классификации. Комплектование и учет музейных фондов. Учетная документация. Каталогизация музейных фондов. Хранение музейных фондов. Консервация, реставрация и транспортировка музейных предметов. Научное изучение музейных предметов. Специфика фондовой работы в естественнонаучном музее.

Тема 3. Экспозиционная работа.
Принципы и методы построения экспозиции музеев. Тематическая структура экспозиции. Экспозиционные материалы. Особенности экспозиции разных типов музеев. Отражения проблем землеведения в экспозиции. Научно-экспозиционная деятельность. Проектирование экспозиции. Принципы художественного решения экспозиции. Этапы художественного проектирования экспозиции. Экспозиция неживой природы. Экспозиция живой природы. Ландшафтная экспозиция.

Тема 4. Культурно-образовательная деятельность музеев и музейная педагогика.
Цели и задачи культурно-образовательной деятельности и музейной педагогики, их специфика. Основные виды и формы культурно-просветительской работы и педагогической деятельности в пределах музеев. Экскурсионная деятельность. Музейная экскурсия, ее типы. Подготовка и проведение экскурсий. Другие виды педагогической деятельности. Специфика педагогической деятельности в естественнонаучных музеях.

Итоговый раздел. Оценка качества освоения программы производится на основании очной итоговой аттестации и предполагает подведение итогов курсовой подготовки – защиту выпускной работы педагога (развернутый план проведения урока и выполнения исследовательской проектной работы с учащимися, где указаны название работы – цель, задачи, описаны методы и приведен список литературы, который будет рекомендован учащимся).

Литература и иные материалы курса: 

1. Ананьева Е.Г., Мирнова С.С. Земля: Полная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – 243 с.
2. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. – М.: Мысль, 1988. – 322 с.
3. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. – М.: Наука,1994. – 670 с.
4. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. – М., 1991.
5. Гаврилов В.П. Путешествие в прошлое Земли. – М., 1987.
6. Горшков С.П. Учение о Биосфере. Введение: Учебное пособие. – М.: Географический факультет МГУ, 2007. – 118 с.
7. Данилина Н.Р., Синицына В.Я., Ясвин В.А. Заповедная экосеминария. – Смоленск: Маджента, 2006. – 144 с.
8. Заславский М.А. Ландшафтные экспозиции музеев мира. – Л., 1979.
9. Инструкция о порядке организации работы музея, творческих организаций коллективов художников и художественно-производственных организаций по научному проектированию, оформлению и монтажу, оценке и открытию экспозиций и выставок музеев местного значения (кроме художественных). Министерство культуры РСФСР. 15 мая 1985 г. М., 1985.
10. Кузнецов Н.В., Ильичева Н.В. Природа в краеведческом музее. – М., 1958.
11. Лаппо Г.М. География городов. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 479 с.
12. Леггет Р. Города и геология. – М.: Мир,1976. – 556 с.
13. Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества.– М.: Изд-во МГУ, 2006.– 624 с.
14. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. – 228 с.
15. Моисеев Н.Н. Быть или не быть….человечеству? – М., 1999. – 288 с.
16. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. – М. :Прогресс - Пангея, 1993. – Т. 1. 256 с.; Т. 2 . 1994. 336 с.; Т. 3. 1996. 399 с.
17. Наука о Земле: геоэкология: учебное пособие (под общ. редакцией А.В.Смурова, В.И.Василевича и М.И.Непоклоновой) / Учебно-методическое пособия для студентов ВУЗов - 2-е изд., переработ. и доп.- М.:КДУ, 2010. – 564 с.
18. Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир. – М.: Мир, 1993. Т. 1. – 424 с.; Т. 2. – 336 с.
19. Почва, город, экология /Под ред. акад. РАН Г.В. Добровольского. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. – 320 с.
20. Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания. В 4-х книгах. Кн. 1. Народонаселение и пищевые ресурсы. –М.: Мир, 1994. – 340 с. Кн. 2. Загрязнение воды и воздуха. – М.: Мир, 1995.– 296 с. Кн. 3. Энергетические проблемы человечества. – М. : Мир, 1995.– 291 с. Кн.4. Здоровье и среда, в которой мы живем. – М.: Мир, 1995. – 191 с.
21. Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник.– М.: Мысль, 1990. –637 с.
22. Ушаков С.А., Богатырева Н.А., Джобадзе Т.Ф., Кирсанова Е.Л., Ходецкий В.Г. Основы музейной педагогики. М., 1997.
23. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. – М., 2005. – 234 с.
24. Экология России: учебник для студ. учреждений высш. пед. проф. образования /[А.В. Смуров, В.В. Снакин, Н.Г. Комарова и др.]; под ред. А.В.Смурова и В.В. Снакина. – Изд. центр «Академия», 2011. – 352 с.
25. Юренева Т.Ю. Музееведение. – М., 2004. – 256 с.

Контактная информация

Телефон: 

8-495-939-29-76

Email: 

Адрес: 

119991, Москва, Ленинские Горы 1, Главное здание МГУ, Музей Землеведения, 28 этаж

Как проехать: 

М. «Университет», выход к Ломоносовскому проспекту, далее тр.34 или авт. 130,103, 67, 187, 260 до ост. «Фундаментальная библиотека» (2-я остановка); или авт. 1, 113, 119, 661 до ост. «Дом культуры МГУ» (2-я остановка)