Интерактивные методы в экологическом образовании

Общая информация о курсе

Предмет: 

  • Экология

Структурное подразделение: 

Форма проведения курса: 

  • Очная

Общая продолжительность курса: 

36 ак. ч.

Продолжительность очной части курса: 

36 ак. ч.

Форма аттестации: 

  • Очная

Стоимость курса: 

10 000 руб.
Расписание занятий

Дата начала курса: 

09.02.17

Дата окончания курса: 

13.04.17

Время проведения занятий: 

с 16.30 до 19.30 часов

Расписание занятий: 

Занятия будут проходить в очной форме 1 раз в неделю по четвергам
Описание курса

Целевая аудитория курса: 

учителя биологии, географии, экологии и химии общеобразовательных учреждений

Уровень начальной подготовки: 

высшее и среднее профессиональное образование

Характер курса: 

  • Профессионального совершенствования

Аннотация курса: 

Образовательная программа ориентирована на повышение профессиональных компетенций преподавателей естественных дисциплин (биологии, географии, экологии, химии) в области проектирования аудиторных и внеаудиторных занятий экологической направленности с использованием современных интерактивных технологий.

Преподаватели курса: 

Попова Л.В., ведущий научный сотрудник Музея землеведения МГУ имени М.В.Ломоносова, д-р пед. наук, доцент;
Пикуленко М.М., старший научный сотрудник Музея землеведения МГУ имени М.В.Ломоносова, канд. биол. наук;
Таранец И.П., научный сотрудник Музея землеведения МГУ имени М.В.Ломоносова, канд. биол. наук

Программа курса: 

1. Базовая часть
1.1. Экологическое образование в соответствии с требованиями ФГОС ООО
2. Профильная часть (предметно-методическая)
2.1. Система непрерывного экологического образования
2.2. Интерактивные методы изучения глобальных экологических проблем
2.3. Интерактивные формы и методы формирования экологических компетенций учащихся на уроках естественных дисциплин
2.4. Интерактивные формы и методы для внеурочной деятельности, в том числе проектной деятельности
2.5. Оценка качества разработки и проведения интерактивных форм и методов обучения

Оценка качества освоения программы производится на основании итоговой аттестации и предполагает защиту выпускной работы в виде методической разработки. Преподаватели, основываясь на результатах обучения, могут подготовить методические материалы на одну из тем: «Урок в школе», «Урок в музее», «День науки в школе», экологический праздник и др.

Литература и иные материалы курса: 

1. Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. – М.: Просвещение, 2012. – 447
2. Акимова Т.А., Мосейкин Ю.Н. Экономика устойчивого развития. Учебное пособие. – М.: Экономика, 2009. – 430 с.
3. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. – М.: Логос, 2009. – 336 с.
4. Доклад о состоянии окружающей среды в городе Москве в 2010 году. – М.: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, 2011. – 135 с.
5. Лосев К.С. Мифы и заблуждения в экологии. – М.: Научный мир, 2010. – 224 с.
6. Марфенин Н.Н. Концепция «устойчивого развития» в развитии / Россия в окружающем мире: 2002 (Аналитический ежегодник). Отв.ред. Марфенин Н.Н. // Под общей редакцией: Данилова-Данильяна В.И., Степанов С.А. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2002. – С.126-176.
7. Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 624 с.
8. Марфенин Н.Н., Попова Л.В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития // Россия в окружающем мире: 2005 (Аналитический ежегодник).Отв. ред. Н.Н. Марфенин. М.: Модус-К – Этерна, 2006. С. 19-58.
9. Марфенин Н.Н. Экология: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 512 с. (Сер. Бакалавриат)
10. Марфенин Н.Н. Чему и как учить для устойчивого развития? // Россия в окружающем мире: 2010. Устойчивое развитие: экология, политика, экономика. Аналитический ежегодник. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2010. С. 146-177.
11. Медоуз Донелла, Рандерс Йорген, Медоуз Денис. Пределы роста. 30 лет спустя /Пер. с анг. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2007. – 342 с.
12. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Устойчивое развитие: вводный курс: Учеб. пособие. – М.: Университетская книга, 2006. – 312 с.
13. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экология: учебник для вузов. – 3-е изд., стереот. – М.: Дрофа, 2004. – 624 с.
14. Попова Л.В. Книги, которые учат, что делать. Первые отечественные учебные пособия по устойчивому развитию // Экология и жизнь. 2010. № 3 (100). С. 48-51.
15. Программа действий: повестка дня на ХXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Женева: Центр «За наше общее будущее», 1993.
16. Прохоров Б.Б. Экология человека. М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 320 с.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - 2012. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.минобрнауки.рф/документы/543
18. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учебн. для. общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2010. – 240 с.
19. Цепочки жизни: Эффективные приемы и методы работы с детьми в экологическом образовании и просвещении. – М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2005. – 40 с.
20. Экология Москвы и устойчивое развитие: Учебное пособие для 10 (11) классов средних общеобразовательных школ / Под ред. Г.А. Ягодина. – М.: МИОО, «Интеллект-Центр», 2008. – 352 с.
21. Ясвин В.А. Мир природы в мире игр: опыт формирования отношения к природе. – М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 1998.- 40 с.

Для обучающихся обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, находящиеся в открытом доступе:
1. http://www.mnr.gov.ru – Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
2. http://www.biodat.ru – Сайт проекта по сохранению биологического разнообразия
3. http://www.gosnadzor.ru – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
4. http://www.ecoguild.ru – Гильдия экологов
5. http://www.ecocom.ru/arhiv/ecocom/officinf.html (Государственный доклад о состоянии окружающей среды).
6. http://eco-mnepu.narod.ru/book/ – «Россия в окружающем мире» (ежегодник)
7. http://www.greenpeace.org/russia/ru/ – Гринпис Российское представительство
8. http://www.wwf.ru/ – WWF (Всемирный фонд дикой природы)
9. http://www.ecopolicy.ru – Центр экологической политики России и др. сайты государственных и общественных экологических организаций
10. http://www.ecosystema.ru – Экологический учебный центр «Экосистема»

Контактная информация

Телефон: 

(495) 939-29-76; (495) 939-14-15

Email: 

Адрес: 

119991, Москва, Ленинские горы 1, Главное здание МГУ, Музей землеведения, 28 этаж

Как проехать: 

М. «Университет», выход к Ломоносовскому проспекту, далее тр.34 или авт. 130,103, 67, 187, 260 до ост. «Фундаментальная библиотека» (2-я остановка); или авт. 1, 113, 119, 661 до ост. «Дом культуры МГУ» (2-я остановка)