Формирование биологической грамотности функционального и системного уровня у школьников на основе требований ФГОС

Общая информация о курсе

Предмет: 

  • Биология

Структурное подразделение: 

Форма проведения курса: 

  • Очно-заочная (вечерняя)

Общая продолжительность курса: 

72 ак. ч.

Форма аттестации: 

  • Очная

Стоимость курса: 

21 600 руб.
Расписание занятий

Дата начала курса: 

03.11.16

Дата окончания курса: 

12.12.16

Время проведения занятий: 

16.15 - 20.30

Расписание занятий: 

Занятия будут проводится 2 раза в неделю, в понедельник и четверг, по 3 пары в день.
Описание курса

Целевая аудитория курса: 

учителя биологии и экологии

Уровень начальной подготовки: 

высшее педагогическое/биологическое образование

Характер курса: 

  • Профессионального совершенствования

Аннотация курса: 

Для записи на курс необходимо зарегистрироваться на сайте или войти на сайт, если Вы уже зарегистрированы.


Программа рекомендована Экспертным советом по дополнительному профессиональному образованию работников образовательных организаций города Москвы к включению в региональный реестр дополнительных профессиональных программ. Она размещена на сайте «Дополнительное профессиональное образование педагогических работников города Москвы» на странице: http://www.dpomos.ru/curs/691075/ . Шифр  программы на сайте  dpomos.ru –01542 . 


Биологическая грамотность в профессиональной и повседневной деятельности человека имеет большое значение и определяется обеспечением безопасности жизни личности и общества при принятии биолого-экологически значимых решений, конкурентоспособности и культуры сохранения здоровья. Однако согласно сопоставимым результатам исследований сотрудников биологического факультета и международным источникам (PISA, 2003-2012 гг.) в области биологического образования школьников существует комплекс проблем, препятствующих формированию у них биологической грамотности должного уровня. Среди основных затруднений – недостаточная сформированность метапредметных компетенций (мышления, умения применять знания на практике, способности к межпредметной интеграции знаний и опыта), а также отставание предметной подготовки от современных научных достижений, несистемное представление о биосоциальной среде и отсутствие исследовательских навыков. По сути дела, большинство из этих недостатков проявляются у студентов и молодых специалистов разных профессий.
Анкетирование учителей Москвы и Московской области, проведенное нами в последние годы, свидетельствует о корреляции проблем в развитии компетенций школьников и трудностей в работе учителей. Педагоги испытывают недостаток значимой, обобщенной и проверенной информации по современным направлениям биологии, потребность в методических рекомендациях и опыте по развитию межпредметных связей, мышления и оценке их сформированности.
Выход из данной ситуации возможен в процессе развития высоких уровней биологической грамотности учащихся при соответствующей готовности учителей. Разработанная программа повышения квалификации педагогов направлена на освоение ими необходимых компетенций, повышающих собственный уровень биограмотности, а также являющихся инструментом развития у школьников академической (освоение знаний), функциональной (способность применять знания), системной биограмотности (умение интегрировать межпредметные знания и опыт, обладание целостным представлением о мире, системно-сетевым мышлением). Преодоление метапредметных и предметных затруднений в обучении школьников ресурсами биологии и инновационных технологий обучения позволило бы определиться в выборе профессии, а в будущем соответствовать вызовам времени, решать биосоциальные проблемы, генерировать идеи и внедрять инновации, минимизировать профессиональные и повседневные риски. 
Принципами реализации программы являются научность, действенность, свобода выбора, наглядность, интегративность, системность, продуктивность. При разработке программы курса повышения квалификации были учтены следующие особенности: включение биологических тематик, в которых абитуриенты биологического факультета МГУ испытывают наибольшие затруднения, результаты российских и международных исследований естественно-научной функциональной грамотности школьников, а также проведенных нами анкетирований учителей, требования новых ФГОС и собственный многолетний опыт развития биологической грамотности старшеклассников и повышения квалификации учителей.

Преподаватели курса: 

Член-корр. РАН Н.К. Янковский, проф. А.А. Каменский, проф. В.Ю. Бахолдина, проф. В.А. Дубынин, проф. Т.А. Ежова, проф. З.А. Зорина, проф. А.Я. Каплан, проф. А.И. Ким, проф. Л.П. Корзун, проф. А.М. Рубцов, проф. М.Ю. Семёнова, проф. А.Г.Соловьев, проф. О.С.Тарасова, проф. В.В. Чуб, д.б.н. Е.Е. Брагина, д.п.н. Л.В. Пивоварова, д.б.н. Ф.Ю.Гариб, кандидаты наук: Г.А. Белякова, А.С. Беэр, С.А. Боринская, М.В. Чертопруд, И.Б. Ягодина и другие.

Программа курса: 

1. Базовая часть

1.1. Проблемы и инновации в развитии биологической грамотности школьников в России и за рубежом.

2. Профильная часть (предметно-методическая)

2.1. Модуль 1. Классические и новейшие достижения и открытия в биологии

2.1.1. Клонирование животных организмов: мифы и реальность.
2.1.2. Биология стволовых клеток
2.1.3. Факторы эволюции и современное антропологическое разнообразие.
2.1.4. Молекулярная физиология зрения.
2.1.5. Что такое эволюция и как ее изучают?
2.1.6. Место низших растений в многоцарственной системе органического мира: последние данные.

2.2. Модуль 2. Анатомия и физиология человека, животных, растений. Профилактическое образование, направленное на сохранение здоровья

2.2.1. Выделительная система.
2.2.2. Сердечно-сосудистая система.
2.2.3. Эндокринная система.
2.2.4. Роль функциональной морфологии в изучении адаптации позвоночных животных.
2.2.5. Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика. Представления молодежи и взгляд специалиста.
2.2.6. Экология и здоровье человека.
2.2.7. Роль ионных каналов и ионных насосов в регуляции мышечного сокращения.
2.2.8. Фотосинтез.
2.2.9. Лишайники на уроках и в проектах школьников.

2.3. Модуль 3. Мозг, речь, мышление.

2.3.1. Мышление животных.
2.3.2. Биологические предпосылки речи животных.
2.3.3. Последние достижения в области изучения мозга человека.
2.3.4. Симпатическая нервная система.
2.3.5. Парасимпатическая нервная система.
2.3.6. Память и обучение.
2.3.7. Структурно-содержательная модель развития функциональной и системной биологической грамотности на интегративной основе у школьников.

2.4. Модуль 4. Современные проблемы генетики, иммунологии, вирусологии

2.4.1. Иммунитет человека и его борьба с патогенами.
2.4.2. Наследование пола и наследование болезней.
2.4.3. Неклеточные патогены: вирусы, вироиды, прионы.
2.4.4. Эпигенетика.
2.4.5. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ): новые исследования.
2.4.6. Эмбриогенез на примере хордовых.

 

Форма итоговой аттестации: защита аттестационной работы.
В рамках итоговой аттестации производится разработка и презентация модели инновационного урока, направленного на формирование функционального и/или системного уровня биологической грамотности. 

Литература и иные материалы курса: 

Основная литература
1. Бахолдина В.Ю., Негашева М.А. Эволюция и морфология человека М., Изд-во Московского университета, 2013. 344 c.
2. Барбер М. Обучающая игра: аргументы в пользу революции в образовании. – М.: Просвещение, 2007. 252 с.
3. Биология стволовых клеток и клеточные технологии в 2 т. Под ред. Пальцева М.А. М.:"Шико", 2009. 454 c.
4. Д. Нельсон, М. Кокс Основы биохимии Ленинджера. Учебник для вузов в 3-х т. Под ред. А.А. Богданова и С. Н. Кочетова. М., Бином, 2012.
5. Недоспасов С.А. Врождённый иммунитет и его механизмы. М.: Научный мир, 2012.
6. Гилберт С.Ф. Биология развития. Политехника, 2010. 809 с.
7. Гороховская Е.А. Этология. Рождение новой дисциплины. М: Наука, 2002.
8. Дзержинский Ф.Я., Васильев, Б.Д., Малахов В.В. Зоология позвоночных. М., «Академия», 2012. 465 с.
9. Дубынин В.А., Каменский А.А., Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Регуляторные системы организма человека. М., Дрофа, 2010. 279 с.
10. Зорина З.А. Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. Аспект Пресс, 2010, 320 с.
11. Корочкин Л.И. Клонирование. Изд-во «Век 2», 2006, 64 с.
12. Кувшинский Б.Э. «Практические проблемы, встающие перед педагогом по естественнонаучным предметам» // методический журнал для учителей-словесников «Русский язык», изд. «Первое Сентября», №01, 2014.
13. Креативная педагогика. Под ред. Круглова Ю.Г. М.: «Альфа», 2006.
14. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. Эволюционный и физиолого-генетический аспекты поведения.
М., Либроком, 2009, 272 с.
15. Курило Л.Ф. Инфекции, передаваемые половым путем, и генетическое здоровье населения //ИППП. – 2002. – № 2. – С.7- 9.
16. Марков А.В. Эволюция человека. В 2 книгах. Книга 1. Обезьяны, кости и гены. М., Corpus, 2011. 560 с.
17. Марков А.В. Эволюция человека. В 2 книгах. Книга 2. Обезьяны, нейроны и душа. М., Corpus, 2011. 511с.
18. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю., Ориентировочно-исследовательская деятельность, подражание и игра как психологические механизмы адаптации высших позвоночных к урбанизированной среде. М.: Аргус, 1996. 225с.
19. Мирзоян Э.Н. Эволюция, эмбриология и генетика. Очерк истории проблемы соотношения онтогенеза и филогенеза. М.: Едиториал УРСС, 2012, 312 с.
20. Хелдт Г.-В Биохимия растений. Под ред. А.М. Носова, В.В. Чуба М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. 298с.
21. Морман Д., Хеллер Л. Физиология сердечно-сосудистой системы. СПб, «Питер», 2000. 301 с.
22. Николлс Дж.Г., Мартин А.Р., Валлас Б.Дж. От нейрона к мозгу Пер. с англ. Изд.2, 2008. 672 с.
23. Пивоварова Л.В. Интегративная биология: проблемы формирования биологической грамотности, Москва, "Кредо", 2009, 251 с.
24. Пиневич А.В., Сироткин А.К., Гаврилова О.В., Потехин А.А. Вирусология. СПб, Изд-во Санкт–Петербургского университета, 2012, 432 с.
25. Селезнева Н.А. Проблема реализации компетентностного подхода к результатам образования // Высшее образование в России. – 2009. – № 8. – С. 3-9
26. Спенсер У. Генетическая одиссея человека. М., «Альпина нон-фикшн», 2016, 292 с.
27. Соломзес Дж.А., Чеурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество.- М.: 000 «Иллойн»,1998.192 с.
28. Уолперт Л. Чудесная жизнь клеток. Как мы живем и почему мы умираем. М., «Ломоносов», 2014, 220 с.
29. Медведев С.С, Шарова В.И. Физиология растений. СПб, Изд-во Санкт–Петербургского университета, 2011. 252 с.
30. Шульговский В. В. Основы нейрофизиологии: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000. 277 с.
31. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. Москва, «Академия», 2008. 324 с.
32. Эпигенетика (под ред. С. Д. Эллиса, Т. Дженювейна, Д. Рейнберга).
М., Техносфера, 2010. 402 с.

Дополнительная литература
1. Зорина З.А., Смирнова А.А. О чем рассказали «говорящие» обезьяны. Москва, «Языки славянских культур», 2006. 207 с.
2. Каменский А.А., Маслова М.В., Граф А.В. Гормоны правят миром. Популярная эндокринология. М., «АСТ-Пресс Книга», 2010. 183 с.
3. Карташев А.Г. Организм и Среда: Учебное пособие / Томск: ТМЦДО, 2000. 88 с.
4. Кэри Н. Эпигенетика. Как современная биология переписывает наши представления о генетике, заболеваниях и наследственности. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2012. 134 с.
5. Марков А.В. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня. Неожиданные открытия и новые вопросы. М., Corpus, 2014, 552 с.
6. Марков А.В., Наймарк Е.Б. Эволюция. Классические идеи в свете новых открытий. М., Corpus, 2014, 656 с.
7. Пивоварова Л.В. Качество биологического образования и управленческих решений. Вестник Московского университета. Серия 16: Биология (ранее Серия 6: Биология, почвоведение, с 1960 по 1976), издательство Изд-во Моск. ун-та (М.), № 2, 2007, с. 46-50.
8. Пивоварова Л.В., Корженевская Т.Г., Гусев М.В. Интеграция науки и образования в формировании биологической грамотности. Вестник Российской академии наук (ранее: Вестник Академии наук СССР), издательство Наука: МАИК "Наука/Интерпериодика" (М.), том 76, № 1, 2006, с. 30-37.
9. Соколов Д.Д. Эволюционная ботаника: так много вопросов на поставленные ответы. / Мастер-класс для Пантоподы. М.: Изд-во КМК, 2006. С. 149 – 166.

Интернет-ресурсы
1. Материалы о происхождении человека на сайте Антропогенез.ру http://antropogenez.ru/
2. Спирин А. С. Рибонуклеиновые кислоты как центральное звено живой материи // Вестник РАН, 2003. Т. 73. № 2. С. 117-127. http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/VRAN/03_01/ASP.HTM
3. http://bio.1september.ru/articlef.php?ID=200701302
Гипотеза мира РНК – Википедия
4. Григорович С.В. Вначале была РНК? В поисках молекулы первожизни // Наука и жизнь. 2004. №2. http://www.nkj.ru/archive/articles/4770/
5. Научно-популярные статьи программы "Геном человека" http://www.vigg.ru/content.php?cat_id=108
6. http://www.mobot.org/mobot/research/APweb/
Angiosperm Phylogeny Website – научный ресурс, посвященный актуальной систематике цветковых.

Контактная информация

Телефон: 

8(495)961-75-28, 8(903)961-75-28, 8(916)225-68-16

Email: 

Адрес: 

Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 12, Биолого-почвенный корпус МГУ, Биологический факультет

Как проехать: 

Проезд до станции метро «Университет», выход к Ломоносовскому проспекту (последний вагон из центра). После выхода из метро необходимо перейти на другую сторону Ломоносовского проспекта к остановкам, далее ехать автобусами №№47, 67, 103, 130, 187, 260, 845 или троллейбусом №34 до остановки «Менделеевская улица».
Связь с другими площадками

Шифр dpomos.ru: 

01542