Теория и методика преподавания обществоведческих дисциплин в школе

Общая информация о курсе

Предмет: 

  • Обществознание

Структурное подразделение: 

Форма проведения курса: 

  • Очно-заочная (вечерняя)

Общая продолжительность курса: 

36 ак. ч.

Продолжительность очной части курса: 

36 ак. ч.

Форма аттестации: 

  • Очная

Стоимость курса: 

20 000 руб.
Расписание занятий

Дата начала курса: 

07.11.17

Дата окончания курса: 

20.11.17

Время проведения занятий: 

17.00- 20.00

Расписание занятий: 

Сроки проведения курса и расписание занятий зависят от набора групп. Планируется один или два набора в период с ноября 2017 года по март 2018 года. Занятия проводятся во второй половине дня.
Описание курса

Целевая аудитория курса: 

Учителя обществознания образовательных организаций.

Характер курса: 

  • Профессионального совершенствования

Аннотация курса: 

Учебный план курса повышения квалификации рассчитан на 36 академических часов.

Целью реализации программы является совершенствование профессиональной компетентности учителя в сфере обществоведческих знаний и ценностных аспектов деятельности.

Программа курса обновлена осенью 2017 года и ориентирована на подготовку преподавателей к работе в условиях введения Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации (2017 г.). Курс предусматривает ознакомление слушателей с основными направлениями совершенствования методов обучения и модификации содержания предмета "Обществознание", раскрывает актуальные вопросы современного содержания компонентов обществоведческих знаний.

Учебный план курса повышения квалификации предусматривает изучение следующих вопросов: философский анализ современного состояния и тенденций развития образования; актуальные вопросы курса «Обществознание» в контексте современного социального знания; методика подготовки учащихся к участию в олимпиадах обществоведческого профиля; проблемы совершенствования методов оценки знаний учащихся по обществоведческим дисциплинам. По итогам курса слушатели готовят итоговую работу в форме разработки урока по одной теме обществоведческого курса.

 

Курс включен в региональный реестр дополнительных профессиональных программ города Москвы, на него можно записаться на Портале dpomos.ru: https://www.dpomos.ru/curs/911190/#card


 

Преподаватели курса: 

Преподаватели философского факультета

Программа курса: 

Раздел 1. Философский анализ современного состояния и тенденций развития образования. Философия образования.
1.1. Современное состояние и тенденции развития образования: мировой и российский опыт
Раздел 2. О путях внедрения Концепции модернизации содержания и технологий преподавания обществознания в общеобразовательных организациях РФ: обновление содержания и методов обучения.
2.1. Актуальные проблемы и приоритетные направления государственной политики в сфере образования
2.2. Преподавание обществознания в школе: основные задачи обучения и воспитания
2.3. Специфика преподавания обществознания в школе в условиях подготовки к государственной итоговой аттестации.
2.4. «Курс «Обществознание» в школе: факторы и формы технологического обновления»
Раздел 3. Преподавание элементов обновления содержания предмета обществознание в основной средней школе
3.1. Теория и практика преподавания финансовой грамотности в курсе «Обществознание»
3.2. Методика преподавания вопросов информационной безопасности в основной общеобразовательной школе
3.3. Методические аспекты преподавания вопросов местного самоуправления в общеобразовательной школе
Раздел 4. Актуальные вопросы содержания и методики преподавания обществоведческих дисциплин в школе.
4.1. Общество и социальные отношения: основные элементы содержания
4.2. Методические подходы к изучению политики.
4.3. Духовная сфера: проблемы межпредметной интеграции в изучении.
4.4. Экономическая сфера жизни общества: основные цели и способы изучения
4.5. Право: актуальные элементы содержания раздела
4.6. Религия как феномен культуры: особенность изучения в школьных курсах

Литература и иные материалы курса: 

Нормативные правовые акты:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и основного (полного) общего образования») (с изменениями и дополнениями).
3. Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1400 (ред. от 07.07.2015) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».
4. Распоряжение Рособрнадзора от 23.03.2015 №794-10 «Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования».

Основная литература.

Литература к разделу 1:

1. Брызгалина Е.В. 2013 Компетентностный подход и будущее социогуманитарного образования // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, 2013, № 1 (23), с. 162-169
2. Брызгалина Е.В., Курбанов А.Р., Сунгатулина Е.К. Институциализация философии образования в пространстве философской мысли ХХ века// Вестник Московского университета. Серия 7. Философия, 2012№ 1, с. 41-60
3. Брызгалина Е.В. Наука и образование: современные тренды в глобальном мире// Философия образования, 2012, № 6, с. 11-20
4. Брызгалина Е.В. Современное образование: путь к ценностям и/или к знаниям?// Альманах «Этнодиалоги», место издания Москва, 2012, том 3, с. 250-262
5. Бутов А.Ю. Традиции Российского образования: диалог культур и педагогическая реальность. М., 2001.
6. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге 21 века. М., 1999
7. Глобальное образование: проблемы и решения. СПб., 2002
8. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. М., 1992.
9. Дьюи Д. Демократия и образование. М., 2000.
10. Жуков В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. М., 2001
11. Липник В.Н. Школьные реформы в России. Очерк истории. СПб., 2000.
12. Образовательное законодательство зарубежных стран /Под ред. В.М. Сырых. М. 2003.
13. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. ХХ век. СПб.,2004

Литература к разделу 4:

1. Аверинцев С. Христианство в истории европейской культуры: Фрагменты лекции, прочитанной в одном из московских лицеев//Лицейское и гимназическое образование.-1999.-№2.-С.34-39
2. Азимов Л.Б. Преподавание курса «Введение в экономику»: Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 1998.
3. Алешковский И.А. Основы экономической теории: методическое пособие. В 2-х частях. М.: ТЕИС, 2009.
4. Алешковский И.А., Картаев Ф.С. Математика в экономике: методическое пособие для поступающих на экономический факультет МГУ. М.: МАКС Пресс, 2009.
5. Арбузкин А.М. Обществознание. 3-е изд. М. Зерцало-М. 2009.
6. Арон Р. Введение в философию истории, М.-СПб, 2000;
7. Арутюнян Ю.В. , Дробижева Л.М. , Суколов Л.А. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. М., 1999;
8. Брызгалина Е.В. Междисциплинарность как основа изучения человека в школьном курсе обществознания (часть 1) в журнале Преподавание истории и обществознания в школе, 2012, № 8, с. 31-34
9. Брызгалина Е.В. Междисциплинарность как основа изучения человека в школьном курсе обществознания (часть 3) в журнале Преподавание истории и обществознания в школе, 2012,№ 10, с. 17-23
10. Брызгалина Е.В. Междисциплинарность как основа изучения человека в школьном курсе обществознания (часть 2) в журнале Преподавание истории и обществознания в школе, 2012,№ 9, с. 19-25
11. Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: материалы и комментарии / Под ред. С.И. Козленко и М.Ю. Брандта – М.: Школа-пресс, 2003.
12. Гобозов И.А. Философия политики. М., 2014.
13. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебное пособие. М., 1998;
14. Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. Культурология: учебное пособие. – М., 2010.
15. Иллюстрированная история религий. Под ред Д.П. Шантепи де ля Соссей. В 2-х тт. 1992г.
16. История религии. В 2-х тт. Под ред. И.Н. Яблокова М. Высшая школа, 2008 г.
17. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА, 2003.
18. Козырев.Ф.Н. Религиозное образование в светской школе. СПб. 2005 – 636 с.
19. Кураев А. Школьное богословие. Книга для учителей и родителей. – М.: Норма, 2005.
20. Макконелл К.Б., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблемы и политика. М.: Инфра-М, 2001.
21. Матвеева Т.Ю., Никулина И.Н. Основы экономики. М.: Дрофа, 2003.
22. Мень А. История религии. В 3-х тт. М., 1992 г.
23. Мифологический словарь. М., 1990 г.
24. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х тт. М., 1991г
25. Основы государства и права. Под ред. О.Е. Кутафина. М. 2008;
26. Основы религиоведения. Под ред.И.Н. Яблокова. М., Высшая школа, 2007 г.
27. Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. М.: Про-Пресс, 2003. – 416 с.
28. Практикум по основам экономической теории / Под ред. С.И. Иванова. М.: Вита-Пресс, 2002.
29. Самуэльсон Пол Э., Нордхаус Вильям Д. Экономика. М.: Вильямс, 2000
30. Семенов Ю.И. Философия истории, М., 2003;
31. Соловьев А.И. Политология. М., 2000
32. Социальная философия /Под ред. Б.И.Каверина. – М., 2005
33. Социальная философия /Под ред. Строганова П.Я. – М., 2006.
34. Социальная философия. /Под ред.И.А. Гобозова. – М., 2003
35. Социальная философия. Учебный словарь./Под ред. И.А.Гобозова. – М., 2008.
36. Социология. / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1998;
37. Токарев С.А. Религия в истории народов мира М., 1986г.
38. Харисова Л.А. Религиозная культура в содержании образования. – М.: Просвещение, 2002.
39. Хмелевская С.А. Социальная философия и социология. – М., 2002.

Электронные ресурсы:
1. http://ecsocman.edu.ru/ - федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент».
2. http://rsr-olymp.ru/ - Портал Российского совета олимпиад школьников;
3. http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование»;
4. http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников;

Перечень дополнительной литературы:

1. Баранова В.В., Гаврилова Т.О., Панова Е. А. , Федорова К.С. Язык, общество и школа / Под общей редакцией К.С. Федоровой. — М.: Новое литературное обозрение, 2012. — 448 с.
2. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания в школе: 11 класс: Пособие для учителя. М.: ВЛАДОС, 2003. 350 с.
3. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания: Учеб. пособие для студ. пед. вузов: В 2 ч. М.: ВЛАДОС, 2001.
4. Боголюбов Л.Н. Методика преподавания обществознания в школе: учеб. для студ. пед. вузов. М.: ВЛАДОС, 2002. 302 с.
5. Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира: учебное пособие к курсу «Человек и общество» (П. А. Баранов, А. Н. Майков, Н. И. Элиасберг.)
6. Дидактика истории и обществознания: от школы к университету: научно-методический сборник. Вып. 2. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2010. 186 с.
7. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиПРО, 2003. 101 с.
8. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить: учебно-методическое пособие. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009. 108 с.
9. Интернет в гуманитарном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. Е.С. Полат. М.: ВЛАДОС, 2001. 271 с.
10. Каспржак А.Г, Митрофанов К.Г., Поливанова К.Н. и др. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA-2000. М., Университетская книга, 2005. 124 с.
11. Кулаков А. Е. Религии мира. Методическое пособие для учителей. Москва 1997
12. Митрофанов К.Г., Голубкин И.В., Беликова Ю.И. и др. Проектирование информационно-коммуникационных гуманитарных образовательных ресурсов нового поколения. М.: МГПУ, 2010, 200 с.
13. Митрофанов К.Г., Поливанова К.Н Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Обществознание». М., Вита-Пресс. 2004. 296 с.
14. Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения. М.: Просвещение, 1978. 319 с.
15. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2009. 268 с.
16. Общая методика преподавания обществознания в школе / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Дрофа, 2008. 608 с.
17. Обществознание (Глобальный мир в 21 веке). Книга для учителя под редакцией Л. В. Полякова, Москва Просвещение, 2007
18. Обществознание 10 класс. Поурочные планы по учебнику под редакцией Л. Н. Боголюбовой. Часть 1. Волгоград: Учитель 2008
19. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Изд-во МПСИ, 2005. 214 с.
20. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2008. 107 с.
21. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания: Первая книга учителя. М.: Рос. пед. агентство, 1999. 210 с.
22. Поляков Л.В., Иоффе А.Н. Обществознание: глобальный мир в XXI веке: 11 кл.: метод. пособие / Л.В. Поляков, А.Н. Иоффе. М.: Просвещение, 2008. 176 с.
23. Поташник М.М. Требования к современному уроку: методическое пособие. М.: Центр пед. образования, 2007. 271 с.
24. Равен Д. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. М.: Когито-Центр, 2001. 139 с.
25. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006, 816 с.
26. Сорокин А.А. Формирование знаний о цивилизации и культуре в курсах отечественной истории и обществознания. М.: издательство «Известия», 2010. 175с.
27. Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2007. 638 с.
28. Чернова Г.А., Жукова Л.Г., Митюкова И.В. Методика преподавания обществознания в начальной школе. М.: Академия, 2008. 240 с.

Контактная информация

Телефон: 

+7 (495) 939-19-04, +7 (963) 773-83-33

Email: 

Адрес: 

Москва, Ломоносовский проспект, д.27 кор.4, учебно-научный корпус «Шуваловский», Каб. Е-356

Как проехать: 

Проезд до станции метро «Университет», выход к Ломоносовскому проспекту (последний вагон из центра). После выхода из метро необходимо перейти на другую сторону Ломоносовского проспекта, доехать до остановки "Менделеевская улица" на троллейбусе 34, автобусах 661, 260, 187, 47, 67, 130, 103, по светофору перейти на противоположную сторону Ломоносовского проспекта. Пройти за ограду к центральному входу корпуса "Шуваловский".
Связь с другими площадками

Шифр dpomos.ru: 

01666-17/18-В