Психологические и педагогические основы преподавательской деятельности

Общая информация о курсе

Предмет: 

  • Педагогика

Структурное подразделение: 

Форма проведения курса: 

  • Очно-дистанционная

Общая продолжительность курса: 

72 ак. ч.

Продолжительность очной части курса: 

36 ак. ч.

Продолжительность дистанционной части курса: 

36 ак. ч.

Форма аттестации: 

  • Очная

Стоимость курса: 

15 000 руб.
Расписание занятий

Дата начала курса: 

01.11.14

Дата окончания курса: 

25.03.15

Время проведения занятий: 

15.00 - 19.30 1 и 3 среда каждого месяца
Описание курса

Целевая аудитория курса: 

учителя дисциплин естественнонаучного цикла

Характер курса: 

  • Профессионального совершенствования

Аннотация курса: 

Программа предназначена для подготовки педагогических кадров системы среднего образования к внедрению инновационных образовательных технологий в практику работы средних школ и учреждений дополнительного образования школьников. Обучение строится на основе компетентностного подхода и нацелено на освоение обучаемыми предметного и методологического содержания программы курса, а также на формирование у них комплекса общих и специальных компетенций.
В программе показаны пути усиления психологической поддержки участников образовательного процесса, направленные на развитие личности учащейся молодежи, обозначены методы и формы активизации познавательной деятельности школьников в процессе обучения и возможности модернизации содержания, методов и форм обучения в условиях интеграции основного и дополнительного образования школьников. Особое внимание уделено формированию у школьного учителя и преподавателя учреждения дополнительного образования системы компетенций, необходимых для организации обучения школьников в условиях интеграции базового, основного и дополнительного образования.
Программа включает введение, четыре основных модуля. По завершению усвоения содержания каждого раздела организуется оперативный контроль процесса усвоения. В качестве итоговой работы выполняется самостоятельная практическая работа. Обучение специалистов системы среднего образования по программе данного курса предполагает использование очных и дистанционных форм обучения.

Цель: освоение специалистами среднего образования подходов, методов, средств и приемов инновационных образовательных технологий, обеспечивающих повышение эффективности учебного процесса и создание условий, соответствующих высокому качеству базового, основного и дополнительного образования учащейся молодежи.
Программа содержит четыре основных модуля. Каждый модуль представляет собой самостоятельный компонент Программы, объединенный общими целями и задачами всего курса в единую образовательную систему. Содержательно-организационная целостность Программы обеспечивается также единым подходом к организации учебного процесса в ходе реализации каждого модуля Программы.

Преподаватели курса: 

Жильцова Ольга Александровна - научный сотрудник Высшей школы управления и инноваций, кандидат химических наук
Самоненко Юрий Анатльевич - профессор факультета психологии, доктор педагогических наук

Программа курса: 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
«Психологические и педагогические основы
преподавательской деятельности»

Объем аудиторный часов: 72 аудиторных часа
Из них лекций: 22 часа
семинарских занятий: 14 часов
практических занятий (дистанционная форма): 36 часов

Введение. (4 ауд.часа)

Цели и задачи курса «Психологические и педагогические основы преподавательской деятельности». Предметные и методологические компоненты содержания курса. История развития и становления психологии, как науки. Основные направления современной психологии: общая психология, возрастная психология, социальная психология, педагогическая психология. Гомеостатические и гетеростатические теории личности.

Форма занятий: лекции и семинары в очной форме.
Форма аттестации: устный опрос.

Модуль 1. Основы общей психологии

Тема 1. Организм, индивид, личность. (4 ауд.часа)
Организм: взаимоотношение психики и сома. Психика и нервная система. Индивид: первичные и вторичные индивидные свойства. Основные характеристики личности: мотивационная сфера, волевые характеристики, эмоции, шкала ценностей, характер и его акцентуации, способности, нравственная сфера, рефлексия. Трехаспектная структура сознания: чувственный поток, система значений, личностный смысл.

Тема 2. Регулятивные процессы психики. (10 ауд.часов)
Общая характеристика мотивационной сферы. Взаимосвязь потребностей и мотивационной сферы. Иерархическая организация мотивационной сферы личности. Интенсивность мотивации и эффективность деятельности. Возможности диагностики мотивационной сферы. Психологические методы и приемы воздействия на мотивационную сферу.
Ощущения и восприятия. Общие характеристики восприятия. Распознавание и категоризация объектов восприятия. Константность восприятия. Особенности внимания, как психического процесса. Внимание, как функция умственного контроля.
Особенности памяти, как психического процесса. Память, как высшая психическая функция. Эмоциональный, мотивационный и волевой компоненты мнемонических процессов. Структурная модель памяти.
Общие характеристики эмоций. Функции эмоций. Культурные различия в выражении эмоций. Стресс, его диагностика и разрешение стрессовых ситуаций.

Форма занятий: лекции, семинары, практические занятия (очные и дистанционные формы).
Форма аттестации: устный опрос.

Модуль 2. Основы социальной психологии.

Тема 3. Общение, как специфический вид деятельности. (6 ауд.часа)
Основные понятия социальной психологии. Общение: перцептивная, коммуникативная и деятельностная функции общения. Межличностное общение. Социальная психология групп. Особенности процессов общения в малых и больших группах. Особенности возникновения, развития и разрешения конфликтов. Психологические особенности толпы.
Общение в подростковом коллективе. Семья, как социально-психологический феномен. Мотивация и цели общения. Личностные смыслы общения. Общение в сети Интернет. Особенности развития культуры общения у школьников.

Тема 4. Коммуникативные компетенции преподавателя. (6 ауд.часа)
Понятие коммуникации. Функциональная структура процесса коммутникации. Составные компоненты коммуникативных компетенций.
Специфика педагогического общения. Стили педагогического руководства. Теория трансактного анализа. Приемы педагогического воздействия: созидающие приемы, тормозящие приемы. Социально-психологический климат в коллективе.
Продуктивность групповой познавательной деятельности. Явление социальной фасилитации. Аддитивные, компенсирующие, дизьюнктивные и коньюнктивные задачи.
Конфликты в педагогическом коллективе, причины их возникновения. Развитие конфликта. Способы разрешения конфликтов. Социально-психологический климат в учебных и производственных коллективах.

Форма занятий: лекции, семинары, практические занятия (очные и дистанционные формы).
Форма аттестации: устный опрос.

Модуль 3. Основы возрастной психологии.

Тема 5. Особенности подросткового возраста. (10 ауд.часа)
Основные понятия возрастной психологии. Возрастные этапы развития личности с точки зрения разных психологических школ (З. Фрейд, Э. Эрикон, деятельностная теория психики).
Феномен подросткового возраста. Особенности становления и развития личностных характеристик подростков. Особенности эмансипации и социализации подростков. Диагностика развития личностных характеристик подростка: интеллектуальных компонентов личности молодого человека; становления и развития рефлексивных способностей подростка; развития культуры общения учащихся и компонентов мотивационной сферы; формирования установки на творческую деятельность.
Субъект в рефлексивной позиции. Рефлексия как главный компонент учебной деятельности. Особенности учебы и социально-значимых разработок школьников, как ведущей деятельности подростков. Саморазвитие и профессиональное самоопределение подростка.

Форма занятий: лекции, семинары, практические занятия (очные и дистанционные формы).
Форма аттестации: устный опрос.

Модуль 4. Системно-деятельностный подход к построению учебного процесса.

Тема 6. Деятельностная теория психики. (4 ауд.часов)

Введение в теорию интрериоризации умственных действий, как основу деятельностного подхода к построению учебного процесса. Понятие операции, действия, деятельности. Функциональная структура физического и интеллектуального действия. Требования деятельностного подхода к построению процесса усвоения.

Тема 7. Системно-деятельностный подход к построению учебного процесса.
(20 ауд.часов)
Общие представления о системно-деятельностном подходе к построению учебного процесса. Поэтапная организация процесса усвоения предметного и методологического компонентов знаний и умений учащихся. Формулировка целей обучения для учителя и учащегося. Интерпретация целей обучения на языке задач. Основные этапы процесса формирования умственных действий. Понятие ориентировочной основы действий. Способы построения схем ООД и их использование в процессе поэтапного усвоения учебного предмета. Значение материального или материализованного этапа в процессе усвоения. Вербальные этапы усвоения. Понятие интериоризации умственных действий.
Методологический компонент содержания учебного предмета дисциплин естественно-научного цикла. Методы общенаучные и специальные – предмет и средство усвоения. Средства учебной деятельности. Компьютерная поддержка учебного процесса. Условия преемственности развития системно-деятельностных представлений учащихся в основном и дополнительном образовании, необходимых для эффективной актуализации знаний школьного предмета при их применении в дополнительном образовании.
Методы и приемы оценки уровня усвоения школьниками предметного компонента знаний. Методы и приемы оценки уровня усвоения школьниками методологических компонентов знаний. Методы и приемы диагностики усвоения школьниками функциональных структур учебной, проектной и исследовательской деятельности

Форма занятий: лекции, семинары, практические занятия (очные и дистанционные формы).
Форма аттестации: контрольная работа.

Итоговая работа (8 часов): самостоятельная разработка учебно-методического обеспечения курса (основного или дополнительного образования), выполненная в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода к построению учебного процесса.
Форма занятий: практические занятия в дистанционной форме.

Методические рекомендации и пособия по изучению курса
«Психологические и педагогические основы
преподавательской деятельности»

Изучение курса проводится в очной и дистанционной формах организации учебного процесса. Лекции и семинары проходят в очной форме и посвящены изучению той части учебного содержания, которая требует непосредственного текущего обсуждения представляемого учебного материала и личного общения преподавателя и обучаемого. Практические работы обучаемыми реализуются в дистанционных формах обучения.
На семинаре (в очной форме) каждый обучаемый получает индивидуальное итоговое задание, нацеленное на апробацию практического применения учебного содержания курса, усвоенного им на лекциях и семинарах. Суть задания обсуждается с преподавателем, и на данном этапе учебного процесса обучаемый может выбрать то или иное индивидуальное задание. Важно отметить, что каждый обучаемый получает собственное индивидуальное задание, но несколько таких заданий могут быть взаимосвязаны, так что в результате организуется групповая работа в русле одной тематики.
Разъяснения к выполнению практических заданий представляются преподавателями на сайтах www.mamsu.ru и www.edumore.ru. В формате работы форума на сайте www.edumore.ru проводятся обсуждения наиболее сложных аспектов практических работ, преподаватель дает консультации по вопросам, возникающим у обучаемых в ходе выполнения заданий, представляет краткую рецензию на выполненную итоговую работу.

Литература и иные материалы курса: 

Список литературных источников.
Основная литература.
5. Выготский. Л.С. Вопросы детской психологии. М.: «Союз». 2006.
6. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. Избранные психологические труды. Москва-Воронеж. 1998.
7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996
8. Дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере высоких технологий. Под ред. доктора пед. наук Самоненко Ю.А. Серия «Инновационных Университет». Москва: Изд-во Московского университета. 2007. 184 с.
9. Жильцова О.А., Кузнецова И.В., Самоненко Ю.А. Опыт внедрения новых образовательных технологий в практику средних школ. Методическое пособие для учителей средних школ. – Москва: «Полиграф сервис» 2003. 104 с.
10. Жильцова О.А., Самоненко Ю.А. Обучающие технологии в естественнонаучном образовании школьников. М.:»Полиграф». 2001. 315 с.
11. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.
12. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия. 2004. 304 с.
13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 1975.
14. Пряжников Н.С. Этические проблемы психологии. М. Изд-во: МПСИ, 2002. 488 с.
15. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М. 1985.
16. Самоненко Ю.А. «Психология и педагогика». Москва, Изд-во: «ЮНИТИ» 2001.

Дополнительная литература.
1. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности, М.: Изд-во «Знание». 1981.
2. Братусь Б.С. Русская. Советская, российская психология. М.: МПСИ; Флинта, 2000. 88 с.
3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс. 1995. 448 с.
4. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля старшего подростка// Мир психологии и психология в мире. 1995. с. 21-28.
5. Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении . СПб.: КАРО, 2006. 352 с.
6. Жильцова О.А., Самоненко И.Ю., Самоненко Ю.А. Формирование рефлексии в естественнонаучном образовании школьников. // Вопросы психологии. РАО 2009 № 1, С. 62-73
7. Жильцова О.А., Самоненко Ю.А. Усиление методологического компонента естественнонаучных знаний, как необходимое условие организации исследовательской деятельности учащихся. Вестник МГУ им. М.В. Ломоносова. Серия «Педагогическое образования» № 1. 2006. с. 73-84.
8. Жильцова О.А., Самоненко Ю.А. Реализация принципов психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева в естественнонаучном образовании школьников. // Вопросы психологии. РАО 2007 № 1, С. 136-143
9. Зак А.З. Проблемы экспериментального изучения рефлексии. // Вопросы псхологии. 1978. № 2 С. 102.
10. Зарецкий В.К., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивно-личносный аспект решения творческих задач. // Вопросы психологии. 1980. № 5. С 112-117.
11. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности школьников. // Формирование учебной деятельности школьников М. 1982. С. 152-163.
12. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М.: Академия, 2006. 240 с.
13. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология рефлексии. Москва-Ярославль: Аверс Пресс. 2002.
14. Леонтьев А.Н. Образ мира. В книге Избранные психологические произведения в двух томах. Том П. С.251-261. М.: «Педагогика», 1983. С.253.
15. Маркова А.К., Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения М. 1990.
16. Пряжников Н.С. Психология элитарности. М. Изд-во: МПСИ, 2000. 512 с.
17. Самоненко И.Ю. / Влияние современной информационной среды на развитие культуры общения школьников. // СОЦИС. 2009. № 4. С. 149-154.
18. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. М. Изд-во: Академия. 2007. 128 с.
19. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся. М. Изд-во: «Просвещение». 1979 .

Контактная информация

Телефон: 

(+7) 910-425-3864

Email: 

Адрес: 

будет сообщен позднее