Что такое ДУША в русской языковой картине мира и каковы ее «метафорические перевоплощения»? Это внутренний двойник человека, побуждающий его делать нравственный выбор, принимать решения, проявлять личностное начало, ориентироваться в межличностных отношениях [не по душе, душа не принимает; брать грех на душу; камень на душе; чуткая душа, черствая душа, душа на распашку, равнодушный человек]? Или «эмоциональный орган» человека, орган чувств и предчувствий, который мы подчас воспринимаем как живое существо [душа страдает, плачет, ликует, кричит, поет; ранить в самую душу; чувствовать душой, закрадываться в душу]? Или некое пространство, «вместилище», обладающее объёмом, формой и размером [влезть в душу, запасть в душу, открыть душу; в глубине души; мелкая душа, широкая душа]? Или жидкая, текучая субстанция [излить душу]? Или предмет [выложить душу, вытряхнуть душу, брать за душу; струны души]? Или это ценность, сопоставимая с нравственным идеалом (благородная, щедрая, добрая душа; беречь, сохранять душу; ср.: запачкать, очистить, осквернить душу)? Как соотносятся дух и душа, материальное и идеальное, эмоциональное и интеллектуальное в микрокосмосе человека (тело – душа – сердце – ум), где локус души [душа не на месте, душа ушла в пятки, душа отлетела]?
Лекция посвящена рассмотрению концепта «душа» с точки зрения лингвокультурологии – дисциплины, которая изучает отражение, проявление и фиксацию культуры в языке; выявляет способы, которыми язык воплощает и закрепляет в своих единицах культурные ценности сообщества, хранит и транслирует культуру как мировидение, мироощущение и миропонимание народа (сообщества). На лекции будет уделено внимание пониманию когнитивной метафоры как средству мышления, познания и концептуализации окружающего мира человеком (применительно к концепту «душа»), рассмотрены древнейшие мифологические представления о ДУШЕ в ряду других культурных феноменов и концептов (душа – дух – тело – сердце – ум; личность; вдохновение; искренность и др.). Лекция сопровождается презентацией.