1. Базовая часть
1.1. Экологическое образование в соответствии с требованиями ФГОС ООО
2. Профильная часть (предметно-методическая)
2.1. Система непрерывного экологического образования
2.2. Интерактивные методы изучения глобальных экологических проблем
2.3. Интерактивные формы и методы формирования экологических компетенций учащихся на уроках естественных дисциплин
2.4. Интерактивные формы и методы для внеурочной деятельности, в том числе проектной деятельности
2.5. Оценка качества разработки и проведения интерактивных форм и методов обучения
Оценка качества освоения программы производится на основании итоговой аттестации и предполагает защиту выпускной работы в виде методической разработки. Преподаватели, основываясь на результатах обучения, могут подготовить методические материалы на одну из тем: «Урок в школе», «Урок в музее», «День науки в школе», экологический праздник и др.
Содержание учебной программы
Раздел 1. Базовая часть
Тема 1
Экологическое образование в соответствии с требованиями ФГОС ООО Лекция (2 ч.)
«Законодательные документы и экология в школе»
Практическая работа (4 ч.)
«Структура ФГОС ООО (2010) и ПООП (2015)» Закон об Образовании РФ. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Рабочие программы по экологии. Стратегия образования в интересах устойчивого развития (ЕЭК ООН).
Раздел 2. Профильная часть (предметно-методическая)
Тема 1.
Система непрерывного экологического образования Лекция (4 ч.)
1. «Содержание экологического образования и концепция устойчивого развития»
2. «Разнообразие форм и методов экологического образования»
Практическая работа (2 ч.)
«Цели и задачи экологического образования: анализ опыта» История развития системы экологического образования. Образовательные стандарты в области экологии и охраны окружающей среды. Концепция и стратегия экологического образования в России. Система непрерывного экологического образования. Концепция устойчивого развития. Взаимная связь социальных, экономических и экологических проблем современного общества.
Тема 2.
Интерактивные методы изучения глобальных экологических проблем Лекция (2 ч.)
«Интерактивные методы изучения глобальных экологических проблем»
Практическая работа (4 ч.)
1. «Анализ демографической ситуации по сайту demoscop».
2. «Расчет экологического следа и потребления электроэнергии. Имитационные игры по использованию природных ресурсов». Глобальные экологические проблемы: рост народонаселения, обеспечение населения продовольствием, потребление природных ресурсов, загрязнение воздуха и Мирового океана.
Обзор последовательности разработки игр в экологическом образовании: имитационные, ролевые, компьютерные и карточные, массовые и индивидуальные. Игры: «Экополис», «Рыболовство», «Компас» и др. Интерактивные занятия: «Климат и энергосбережение», «Зеленый пакет» и др.
Тема 3.
Интерактивные формы и методы формирования экологических компетенций учащихся на уроках естественных дисциплин Лекция (4 ч.).
1. «Интерактивные методы при изучении темы «Сохранение биологического разнообразия»
2. «Интерактивные методы для темы «Загрязнение окружающей среды» и «Химические элементы в природе: круговороты веществ»
Семинар (4 ч.)
1. «Организация работы в малых группах на уроках биологии, географии, химии и экологии»
2. «Электронные интерактивные карты и работа с ними» Биологическое разнообразие и зачем оно нужно. В каком возрасте и что знают школьники о растительном и животном мире.
Что считается загрязнением окружающей среды. Виды загрязнений – химическое, физическое и биологическое.
Круговороты углерода, серы, фосфора и др. элементов в природе. Как человек влияет на круговороты веществ в природе.
Игры «Остров», «Шум в городе», «Не дай исчезнуть животным», «Морские обитатели», «Интересное о деревьях», «Полезные ископаемые», «Развитие без разрушения» и др.
Онлайн ресурсы для практических занятий с учащимися.
Тема 4.
Интерактивные формы и методы для внеурочной деятельности, в том числе проектной деятельности Лекция (2 ч.)
«Организация исследовательской проектной деятельности»
Семинар (4 ч.)
1. «Выполнение исследовательских проектов на основе биоиндикационных методов»
2. «Как организовать экологический праздник» Требования к организации и выполнению исследовательских проектных работ. Обзор методических разработок по проектной деятельности. Методики выполнения исследований (экспериментальные, наблюдения в природе, моделирование). Биоиндикация и биомониторинг. Разработка экологических троп. Принципы организации экологических праздников (День водных ресурсов - 22 марта, День птиц - 1 апреля, День Земли – 22 апреля и др.)
Тема 5.
Оценка качества разработки и проведения интерактивных форм и методов обучения Практическая работа (2 ч.)
«Подходы к анализу методических разработок (для уроков, праздников, кружков и др.) и проектных работ на соответствие критериям качества работы» Особенности методической разработки уроков и праздников по экологической тематике.
Рассмотрение проектных работ по различным экологическим темам. Формулировка цели и задач исследовательской проектной работы. Отражение результатов проектной работы в докладе.