Учебно-методический комплекс по биологии как средство достижения предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы (на примере линии УМК Н.И. Сонина (линейный курс)

Общая информация о курсе

Предмет: 

  • Биология

Структурное подразделение: 

Форма проведения курса: 

  • Дистанционная

Общая продолжительность курса: 

72 ак. ч.

Продолжительность очной части курса: 

0 ак. ч.

Продолжительность дистанционной части курса: 

72 ак. ч.

Форма аттестации: 

  • Очная

Стоимость курса: 

16 000 руб.
Расписание занятий

Расписание занятий: 

Даты проведения курса будут определены по мере набора группы.
Описание курса

Целевая аудитория курса: 

учителя биологии и экологии

Аннотация курса: 

Образовательная программа ориентирована на преподавателей биологии, работающих с линией учебно-методических комплексов Н.И. Сонина, В.И. Сивоглазова нового поколения. Программа состоит из лекционных, семинарских  и практических занятий, охватывающих  как содержательную, так и методическую составляющую подготовки преподавателя к учебным занятиям.  В курсе рассматриваются достижения современной биологии  в области геоботаники, зоологической таксономии, антропологии, экологии, биологической эволюции и др.  На практических занятиях  преподавателей знакомят с технологией проектирования уроков в соответствии с ФГОС  ООО нового поколения, а также с разработкой индивидуальных заданий для учащихся, тестового контроля различной формы и основами организации и выполнения  проектных исследовательских работ.

 

Преподаватели курса: 

Смуров А.В., д.б.н., проф.; Попова Л.В., к.б.н., доцент; Пикуленко М.М., к.б.н, ст.н.с.; Слободов С.А. к.б.н., ст.н.с.; Гайдуков А.Е. к.б.н., ст.н.с.

Программа курса: 

<h3>Раздел 1 (теоретико-методологический)</h3>
Психолого-педагогические аспекты Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО): требования к  результатам обучения  - личностные, предметные, метапредметные.  Осмысление  и методическая подготовка учителя как  условие  реализации  требований  ФГОС ООО, основные направления формирования информационно-образовательной среды предмета и его роли в формировании информационно-образовательной среды образовательного учреждения. Психолого-педагогические условия формирования информационно-образовательной среды предмета.

<b>Тема 1.1. </b> Необходимость модернизации образования в соответствии с социальным заказом. Теоретические основы концепции развивающего образования
Предпосылки для модернизации сферы образования в современном мире. Прямой и побочный продукт в обучении школьников. Содержание знаний и методы обучения в системе развивающего обучения. Вклад психологической теории деятельности в педагогику развивающего образования. Основные положения системно-деятельностного подхода в психологической теории учения.

<b>Тема 1.2. </b> Психологическая структура учебной деятельности. Дидактический смысл принципов психологической теории деятельности и их реализация в методике обучения
Принципы предметности, опосредствованности, субъектности, продуктивности (продуктности) и рефлексивности. Компетентности и компетенции. Принцип предметности. Концептуальная схема учебного предмета. Принцип опосредствованности. Средства познавательной деятельности: операциональный, предметно-специфический, уровень общенаучной методологии.  Реализация принципа субъектности. Формирование рефлексии в обучении.

<b>Тема 1.3.</b> Общая характеристика универсальных учебных действий
Представлена полная характеристика всех УУД, которые формируются в процессе обучения ученика. Функции УУД,  основания выделения УУД.

<b>Тема 1.4.</b> Понятие о современной информационно-образовательной среде. Формирование информационно-образовательной среды учебно-методического комплекса в соответствии требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Компоненты современной информационно-образовательной среды - традиционные и современные
Основное понятие информационно-образовательной среды, общая характеристика всех компонентов современной информационно-образовательной среды предмета и учебно-методического комплекса.

<b>Тема 1.5</b>. Учет возрастных особенностей подростков в организации учебной деятельности школьника и педагогического общения участников образовательного процесса
Особенности познавательной сферы подростка, принципы построения комфортного обучающего пространства

<b>Тема 1.6.</b> Информационно-образовательная среда как средство оценки образовательных достижений подростков. Роль информационно-образовательной среды учебно-методического комплекса при организации фронтальной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся на всех этапах урока
Значение информационно-образовательной среды как фактора формирования мотивации учащихся и основа формирования информационно-образовательной среды образовательного учреждения с опорой на использование в практике работы учителя учебной продукции издательства «Дрофа»

<b>Раздел 2 (практико-ориентированный)</b>
Реализация современного научного содержания биологии и требований ФГОС ООО в УМК «Биология» для 5-9 классов автора Н.И. Сонина (линейный курс)

<b>Тема 2.1.</b> Изучение темы «Методы изучения природы» на примере линии УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии для 5 класса 
Место темы «Методы изучения природы» в курсе биологии основной школы. Анализ целей и задач учителя при обучении учащихся по данной теме. Анализ универсальных учебных действий, формируемых у учащихся при изучении данной темы. Трудные вопросы курса. Примеры заданий для учебной деятельности. Примерное поурочное планирование.
Анализ универсальных учебных действий (УУД), формируемых у учащихся при работе над темой «Методы изучения природы» (5 класс) на основе УМК Сонина Н.И. (линейный курс)

<b>Тема 2.2.</b> Изучение темы «Как развивалась жизнь на Земле» на примере линии УМК Сонина Н.И. (линейный курс)  по биологии для 5 класса
Место темы «Как развивалась жизнь на Земле» в курсе биологии основной школы. Анализ целей и задач учителя при обучении учащихся по данной теме. Анализ универсальных учебных действий, формируемых у учащихся при изучении данной темы. Трудные вопросы курса. Примеры заданий для учебной деятельности. Примерное поурочное планирование.
Подготовка презентации к уроку по теме «Как развивалась жизнь на Земле» на основе УМК Сонина Н.И. (линейный курс).

<b>Тема 2.3.</b> Изучение темы «Природные зоны Земли» на примере линии УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии для 5 класса
Место темы «Природные зоны Земли» в курсе биологии основной школы. Анализ целей и задач учителя при обучении учащихся по данной теме. Анализ универсальных учебных действий, формируемых у учащихся при изучении данной темы. Трудные вопросы курса. Примеры заданий для учебной деятельности. Примерное поурочное планирование.

<b>Тема 2.4.</b>Изучение темы «Клетка — живая система» на примере линии УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии для 6 класса
Место темы «Клетка — живая система» в курсе биологии основной школы. Анализ целей и задач учителя при обучении учащихся по данной теме. Анализ универсальных учебных действий, формируемых у учащихся при изучении данной темы. Трудные вопросы курса. Примеры заданий для учебной деятельности. Примерное поурочное планирование.
Определение метапредметных  результатов изучения биологии в 6 классе при работе над темой «Клетка – живая система».

<b>Тема 2.5.</b>Изучение темы «Питание и пищеварение» на примере линии УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии для 6 класса
Место темы «Питание и пищеварение» в курсе биологии основной школы. Анализ целей и задач учителя при обучении учащихся по данной теме. Анализ универсальных учебных действий, формируемых у учащихся при изучении данной темы. Трудные вопросы курса. Примеры заданий для учебной деятельности. Примерное поурочное планирование.

<b>Тема 2.6.</b> Изучение темы «Обмен веществ и энергии» на примере линии УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии для 6 класса 
Место темы «Обмен веществ и энергии» в курсе биологии основной школы. Анализ целей и задач учителя при обучении учащихся по данной теме. Анализ универсальных учебных действий, формируемых у учащихся при изучении данной темы. Трудные вопросы курса. Примеры заданий для учебной деятельности. Примерное поурочное планирование.

<b>Тема 2.7.</b>Изучение темы «От клетки до биосферы» на примере линии УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии для 7 класса
Место темы «От клетки до биосферы» в курсе биологии основной школы. Анализ целей и задач учителя при обучении учащихся по данной теме. Анализ универсальных учебных действий, формируемых у учащихся при изучении данной темы. Трудные вопросы курса. Примеры заданий для учебной деятельности. Примерное поурочное планирование.
Формирование личностных результатов при изучении темы «Многообразие живых систем». Разработка тестовых заданий  для учащихся по теме «От клетки до биосферы» на основе УМК Сонина Н.И (линейный курс) по биологии в 7 классе. Моделирование комбинированного урока по теме «Чарльз Дарвин и происхождение видов» на основе УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии  в 7 классе. 

<b>Тема 2.8.</b> Изучение темы «Группа лишайники» на примере линии УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии для 7 класса
Место темы «Группа лишайники» в курсе биологии основной школы. Анализ целей и задач учителя при обучении учащихся по данной теме. Анализ универсальных учебных действий, формируемых у учащихся при изучении данной темы. Трудные вопросы курса. Примеры заданий для учебной деятельности. Примерное поурочное планирование.

<b>Тема 2.9.</b>Изучение темы «Растительное сообщество. Многообразие фитоценозов» на примере линии УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии для 7 класса
Место темы «Растительное сообщество» в курсе биологии основной школы. Анализ целей и задач учителя при обучении учащихся по данной теме. Анализ универсальных учебных действий, формируемых у учащихся при изучении данной темы. Трудные вопросы курса. Примеры заданий для учебной деятельности. Примерное поурочное планирование.
Предметные результаты изучения темы «Растительные сообщества». Формулировка тем и целей для подготовки докладов учащихся при изучении темы «Растительное сообщество. Многообразие фитоценозов»  (биология, 7 класс) на основе УМК Сонина Н.И. (линейный курс).

<b>Тема 2.10.</b> Изучение темы «Тип кишечнополостные» на примере линии УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии для 8 класса 
Место темы «Тип кишечнополостные» в курсе биологии основной школы. Анализ целей и задач учителя при обучении учащихся по данной теме. Анализ универсальных учебных действий, формируемых у учащихся при изучении данной темы. Трудные вопросы курса. Примеры заданий для учебной деятельности. Примерное поурочное планирование.
Разработка индивидуальных заданий для самостоятельной работы учащихся по теме «Тип кишечнополостные» (8 класс) на основе УМК Сонина Н.И. (линейный курс).

<b>Тема 2.11.</b>Изучение темы «Вирусы» на примере линии УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии для 8 класса
Место темы «Вирусы» в курсе биологии основной школы. Анализ целей и задач учителя при обучении учащихся по данной теме. Анализ универсальных учебных действий, формируемых у учащихся при изучении данной темы. Трудные вопросы курса. Примеры заданий для учебной деятельности. Примерное поурочное планирование.

<b>Тема 2.12.</b>Изучение темы «Среда обитания. Экологические факторы. Экосистема» на примере линии УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии для 8 класса
Место темы «Среда обитания. Экологические факторы. Экосистема» в курсе биологии основной школы. Анализ целей и задач учителя при обучении учащихся по данной теме. Анализ универсальных учебных действий, формируемых у учащихся при изучении данной темы. Трудные вопросы курса. Примеры заданий для учебной деятельности. Примерное поурочное планирование.Реализация системно-деятельностного подхода при изучении биологии в основной школе. 

<b>Тема 2.13.</b>Изучение темы «Происхождение человека» на примере линии УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии для 9 класса 
Место темы «Происхождение человека» в курсе биологии основной школы. Анализ целей и задач учителя при обучении учащихся по данной теме. Анализ универсальных учебных действий, формируемых у учащихся при изучении данной темы. Трудные вопросы курса. Примеры заданий для учебной деятельности. Примерное поурочное планирование.
Проектирование урока биологии по теме «Происхождение человека» (9 класс) в современной информационной образовательной среде на основе УМК Сонина Н.И. (линейный курс).

<b>Тема 2.14.</b> Изучение темы «Кровь» на примере линии УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии для 9 класса 
Место темы «Кровь» в курсе биологии основной школы. Анализ целей и задач учителя при обучении учащихся по данной теме. Анализ универсальных учебных действий, формируемых у учащихся при изучении данной темы. Трудные вопросы курса. Примеры заданий для учебной деятельности. Примерное поурочное планирование.

<b>Тема 2.15.</b> Изучение темы «Человек и окружающая среда» на примере линии УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии для 9 класса
Место темы «Человек и окружающая среда» в курсе биологии основной школы. Анализ целей и задач учителя при обучении учащихся по данной теме. Анализ универсальных учебных действий, формируемых у учащихся при изучении данной темы. Трудные вопросы курса. Примеры заданий для учебной деятельности. Примерное поурочное планирование. 
Метапредметные результаты изучения темы «Человек и окружающая среда». Разработка тем и планов реферативных работ для учащихся по современным экологическим проблемам. Организация проектной деятельности учащихся по биологии как средство формирования универсальных учебных действий (УУД).

<b>Тема 2.16.</b>Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и предметные результаты освоения биологии
Общие положения ФГОС основного общего образования, утвержденного 17 декабря 2010 г. № 1897. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (на примере метапредметных и предметных результатов по биологии). Требования к структуре основной образовательной программы общего образования, реализуемой образовательным учреждением, и место в ней биологии. Требования к условиям реализации основной образовательной программы общего образования: психолого-педагогические и информационно-методические условия  реализации основной образовательной программы общего образования  на примере биологии.

<b>Тема 2.17.</b> Реализация требований ФГОС ООО в УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии
Концепция фундаментального ядра содержания общего образования и предмет биология. Реализация образовательных целей в УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии. Распределение содержания предмета биологии по возрастным ступеням обучения в УМК Сонина Н.И. (линейный курс). Учебно-методическое и информационное обеспечение содержания предмета биологии в УМК Сонина Н.И (линейный курс).

<b>Тема 2.18.</b> Формирование универсальных учебных действий и проектирование уроков по биологии на примере УМК Сонина Н.И. (линейный курс)
Формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) при изучении предмета биологии. Достижение личностных, предметных и метапредметных результатов обучения биологии в УМК Сонина Н.И. (линейный курс). Информационная образовательная среда уроков биологии. Проектирование уроков биологии в современной информационной образовательной среде.

 

Литература и иные материалы курса: 

1. Примерные программы по учебным предметам: Биология. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
2. Рабочая программа к линии УМК В.В. Пасечника. Биология 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2012 (http://www.drofa.ru/for-users/teacher/main/vertical/)
3. В.В. Пасечник. Биология. Учебник. 5 класс. М.: Дрофа. 2012
4. В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. Учебник. 6 класс. М.: Дрофа. 2012
5. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. Учебник. 7 класс. М.: Дрофа. 2012
6. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. Учебник. 8 класс. М.: Дрофа. 2012
7. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Введение в общую биологию и экологию. Учебник. 9 класс. М.: Дрофа. 2012
8. Быстро и легко осваиваем работу в сети Интернет / под ред. Ф. А. Резникова. - М.: Лучшие кн., 2002. - 379 с.
9. Гусинский, Э. Н. Современные образовательные теории [Текст] : [учеб.-метод. пособие] / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. - М.: Университетская кн., 2004. - 256 с.
10. Галл Я.М. Становление эволюционной теории Чарлза Дарвина. С.-П.: Наука, 1993. –141 с.
11. Дьяченко, В.К. Основное направление развития образования в современном мире [Текст] / В.К. Дьяченко. - М.: Школьные технологии, 2005. - 512 с.
12. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие / И.Г. Захарова. - 4-е изд., стер. - М.: Академия , 2008
13. Иорданский Н.Н. Макроэволюция: Системная теория. М.: Наука, 1994
14. Кальнин СМ., Румянцев И.А., Соломин В.П., Степанов С.А. Информационное проектирование учебного процесса: Учебное пособие /Под ред. проф. В.Л. Соломина. — СПб., 1997
15. Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 624 с.
16. Новые педагогические информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. — М, 2000
17. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2005
18. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сиделъникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. – М.: Академия, 2007
19. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В.С.Кукушкина. – «МарТ»; Феникс, 2010. – 333 с.
20. Садовская И.Л. Эпистемологическая концепция методов обучения: монография/ Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2011
21. Соломин В.П., Зеленин В М. Создание и применение педагогических программных средств. — СПб., 2000.
22. Советов Б.Я. Информационные технологии: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2006
23. Современные информационные технологии в науке и образовании: Учеб. пособие / ред.: А.А. Деркач; сост. В.Н. Марков. - М.: Изд-во РАГС, 2007
24. Северцов А.С. Теории эволюции – М.: Изд-во «Владос», 2004. –320 с.
25. Титов Е.В., Морозова Л.В. Методика применения информационных технологий в обучении биологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2010
26. Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии. – М.: Мнемозина, 2002.
27. Трайнев В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учеб. пособие. – М.: Дашков и К, 2006
28. Тюников, Ю. С. Педагогическая мифология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Ю. С. Тюников, М. А. Мазниченко. – М.: Владос, 2004
29. Якунчев М.А., Волкова О.Н., Аксенова О.Н. и др. Методика преподавания биологии : учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
30. Хлебосолов Е.И. Лекции по теории эволюции. – М.: УЦ «Перспектива», 2004. –264 с.
31. Аналитический ежегодник «Россия в окружающем мире». – [Электронный ресурс] – http://www.rus-stat.ru
32. Портал, созданный Проектом ГЭФ «Сохранение биоразнообразия». – [Электронный ресурс] – http://www.biodat.ru
33. http://edu.ru/ – федеральный портал – Российское образование, единое окно доступа к образовательным ресурсам
34. http://fsu.edu.ru/p1.html – Федеральный совет по учебникам, сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
35. http://schools.keldysh.ru/labmro – методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.
36. http://festival.1september.ru/ – сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» издательского дома «Первое сентября», открытый педагогический форум.
37. http://distant.msu.ru/course/view.php?id=90 – сайт дистанционного образования в МГУ имени М.В. Ломоносова
38. http://www.drofa.ru/for-users/teacher/help/ - сайт издательства «Дрофа»

Контактная информация

Адрес: 

Москва, Ленинские горы, д. 1., Главное здание МГУ, Музей Землеведения