Раздел 1 (теоретико-методологический)
Психолого-педагогические аспекты Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: требования к результатам обучения - личностные, предметные, метапредметные. Осмысление и методическая подготовка учителя как условие реализации требований ФГОС ООО, основные направления формирования информационно-образовательной среды предмета и его роли в формировании информационно-образовательной среды образовательного учреждения. Психолого-педагогические условия формирования информационно-образовательной среды предмета.
Тема 1.1. Необходимость модернизации образования в соответствии с социальным заказом. Теоретические основы концепции развивающего образования Предпосылки для модернизации сферы образования в современном мире. Прямой и побочный продукт в обучении школьников. Содержание знаний и методы обучения в системе развивающего обучения. Вклад психологической теории деятельности в педагогику развивающего образования. Основные положения системно-деятельностного подхода в психологической теории учения.
Тема 1.2. Психологическая структура учебной деятельности. Дидактический смысл принципов психологической теории деятельности и их реализация в методике обучения Принципы предметности, опосредствованности, субъектности, продуктивности (продуктности) и рефлексивности. Компетентности и компетенции. Принцип предметности. Концептуальная схема учебного предмета. Принцип опосредствованности. Средства познавательной деятельности: операциональный, предметно-специфический, уровень общенаучной методологии. Реализация принципа субъектности. Формирование рефлексии в обучении.
Тема 1.3. Общая характеристика универсальных учебных действий Представлена полная характеристика всех УУД, которые формируются в процессе обучения ученика. Функции УУД, основания выделения УУД.
Тема 1.4. Понятие о современной информационно-образовательной среде. Формирование информационно-образовательной среды учебно-методического комплекса в соответствии требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Компоненты современной информационно-образовательной среды - традиционные и современные Основное понятие информационно-образовательной среды, общая характеристика всех компонентов современной информационно-образовательной среды предмета и учебно-методического комплекса.
Тема 1.5.Учет возрастных особенностей подростков в организации учебной деятельности школьника и педагогического общения участников образовательного процесса Особенности познавательной сферы подростка, принципы построения комфортного обучающего пространства
Тема 1.6.комплекса при организации фронтальной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся на всех этапах урока Значение информационно-образовательной среды как фактора формирования мотивации учащихся и основа формирования информационно-образовательной среды образовательного учреждения с опорой на использование в практике работы учителя учебной продукции издательства «Дрофа»
Раздел 2 (практико-ориентированный)
Реализация современного научного содержания географии и требований ФГОС ООО в УМК География» для 5-9 классов О.А. Климановой, А.И. Алексеева
Тема 2.1. Природные зоны Земли и их изменение человеком Ландшафт как один из основных объектов изучения географии. Закон географической зональности. Гипотетический материк как модель природной зональности Земли. Классификация современных ландшафтов.
Тема 2.2.Глобальные геоэкологические проблемы Глобальные геоэкологические проблемы и их современные особенности. Загрязнение атмосферы и изменение климата. Глобальные и региональные изменения природной среды (региональный обзор).
Тема 2.3.Климатические пояса и области мира Основные подходы к классификации климатов земного шара. Экваториальный пояс. Субэкваториальный пояс. Тропический пояс. Субтропический пояс. Умеренный пояс. Субполярный пояс. Полярный пояс.
Тема 2.4. Тектоника материков и явления на границах литосферных плит Основные положения теории тектоники плит. Процессы, происходящие на границах плит. Землетрясения: характеристика явления. Интенсивность землетрясений и способы ее оценки. Коровая дифференциация земной поверхности: платформы и орогенические пояса.
Тема 2.5.Природная зона: комплексная характеристика (на примере пустынь) План характеристики природной зоны. Что такое пустыни? Где находятся самые крупные пустыни планеты? Из-за чего возникают пустыни? Что характерно для природы пустынь?
Тема 2.6.Историко-культурные особенности ландшафтов средиземноморья Границы и единство Средиземноморского региона. Цивилизации Средиземноморья и их связь с природной средой. Цивилизации античного времени и их следы в культурном ландшафте. Географические закономерности освоения Средиземноморья.
Тема 2.7.Воспроизводство населения мира и России Основные понятия и показатели. Типы воспроизводства населения – традиционный подход. Второй демографический переход – современный взгляд.
Тема 2.8. Демографическая ситуация в России Динамика демографической ситуации в России (1897 – 1989 гг.). Пост-советские изменения демографической ситуации.
Тема 2.9. Демографическая ситуация в регионах России Как современный тип воспроизводства распространялся по регионам России? Типы демографической ситуации в регионах России? Основные демо-географические закономерности России.
Тема 2.10.Внешние миграции. Внутренние миграции.
Тема 2.11. Размещение населения России Сдвиги в размещении населения в советский период на макро-уровне (между зонами и экономическими районами страны). Сдвиги в размещении на мезо-уровне. Изменения в размещении в пост-советский период. Как можно оценить современное размещение населения России?
Тема 2.12. Изменения в географии хозяйства России в пост-советский период Изменения в структуре промышленности. Сдвиги в размещении промышленности. Изменения в сельском хозяйстве.
Тема 2.13. Соответствие УМК «География» для 5-9 классов О.А. Климановой, А.И. Алексеева требованиям ФГОС ООО Основные принципы обучения, положенные в основу создания учебной линии. Фундаментальное ядро образования (по стандарту) и формирование географического мышления. Методические приемы учебной линии как индикаторы современного образования. Содержание УМК и его соответствие стандарту.
Тема 2.14.Экологическая география России Положение России в глобальной системе географических поясов и природных зон. Основные тенденции изменения ландшафтов России на современном этапе. Лесохозяйственное воздействие. Сельскохозяйственное воздействие. Урбанизация. Промышленность. Особо охраняемые природные территории как основа формирования экологических сетей. Районы кризисных экологических ситуаций в России.
Тема 2.15. Проблемы развития экономических районов России Экономические районы и федеральные округа – что использовать для изучения и преподавания? Распределение функций между экономическими районами России в советский период. Изменения роли экономических районов в пост-советский период. Основные социально-экономические проблемы России и их выраженность в разных районах. Перспективы изменения роли экономических районов.