Учебно-методический комплекс как главное средство реализации системно-деятельностного подхода к образованию (на примере линии УМК О.А. Климановой, А.И. Алексеева)

Общая информация о курсе

Предмет: 

  • География

Структурное подразделение: 

Форма проведения курса: 

  • Дистанционная

Общая продолжительность курса: 

72 ак. ч.

Продолжительность очной части курса: 

0 ак. ч.

Продолжительность дистанционной части курса: 

72 ак. ч.

Форма аттестации: 

  • Дистанционная

Стоимость курса: 

16 000 руб.
Расписание занятий

Время проведения занятий: 

Курс будет открыт после набора группы (не менее 5 человек).
Описание курса

Целевая аудитория курса: 

Учителя геогрфии

Аннотация курса: 

Предлагаемый курс нацелен на ознакомление педагогов с психолого-педагогическими аспектами ФГОС, обновление содержания школьного образования, рассматривает различные темы как из физико-, так и экономико-географической части курса. Его теоретическую тематическую часть составляют вопросы тектоники плит, климатических поясов и типов климата, комплексной характеристики природных зон, глобальных экологических проблем, экологических проблем России, демографической ситуации, миграций и размещения населения, а также изменений в хозяйстве России и экономических районов. Данные вопросы рассмотрены как с точки зрения их рассмотрения в академической географии, так и в составе учебно-методического комплекса, предложены методические приемы изложения обновленного содержания на уроках с использованием данного УМК.
Методическая часть курса представлена серией практических работ, призванных акцентировать внимание на разнообразных методах и приемах работы с учебником, как источником учебной информации, как средством организации работы учащихся на уроке или во внеурочное время, способствующим формированию универсальных учебных действий (УУД), что есть одно из ключевых требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

 

Преподаватели курса: 

Климанова О.А., Алексеев А.И., Ким Э.В.

Программа курса: 

Раздел 1 (теоретико-методологический)

Психолого-педагогические аспекты Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: требования к результатам обучения - личностные, предметные, метапредметные. Осмысление и методическая подготовка учителя как условие реализации требований ФГОС ООО, основные направления формирования информационно-образовательной среды предмета и его роли в формировании информационно-образовательной среды образовательного учреждения. Психолого-педагогические условия формирования информационно-образовательной среды предмета.

Тема 1.1. Необходимость модернизации образования в соответствии с социальным заказом. Теоретические основы концепции развивающего образования Предпосылки для модернизации сферы образования в современном мире. Прямой и побочный продукт в обучении школьников. Содержание знаний и методы обучения в системе развивающего обучения. Вклад психологической теории деятельности в педагогику развивающего образования. Основные положения системно-деятельностного подхода в психологической теории учения.

Тема 1.2. Психологическая структура учебной деятельности. Дидактический смысл принципов психологической теории деятельности и их реализация в методике обучения Принципы предметности, опосредствованности, субъектности, продуктивности (продуктности) и рефлексивности. Компетентности и компетенции. Принцип предметности. Концептуальная схема учебного предмета. Принцип опосредствованности. Средства познавательной деятельности: операциональный, предметно-специфический, уровень общенаучной методологии. Реализация принципа субъектности. Формирование рефлексии в обучении.

Тема 1.3. Общая характеристика универсальных учебных действий Представлена полная характеристика всех УУД, которые формируются в процессе обучения ученика. Функции УУД, основания выделения УУД.

Тема 1.4. Понятие о современной информационно-образовательной среде. Формирование информационно-образовательной среды учебно-методического комплекса в соответствии требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Компоненты современной информационно-образовательной среды - традиционные и современные Основное понятие информационно-образовательной среды, общая характеристика всех компонентов современной информационно-образовательной среды предмета и учебно-методического комплекса.

Тема 1.5.Учет возрастных особенностей подростков в организации учебной деятельности школьника и педагогического общения участников образовательного процесса Особенности познавательной сферы подростка, принципы построения комфортного обучающего пространства

Тема 1.6.комплекса при организации фронтальной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся на всех этапах урока Значение информационно-образовательной среды как фактора формирования мотивации учащихся и основа формирования информационно-образовательной среды образовательного учреждения с опорой на использование в практике работы учителя учебной продукции издательства «Дрофа»

Раздел 2 (практико-ориентированный)

Реализация современного научного содержания географии и требований ФГОС ООО в УМК География» для 5-9 классов О.А. Климановой, А.И. Алексеева

Тема 2.1. Природные зоны Земли и их изменение человеком Ландшафт как один из основных объектов изучения географии. Закон географической зональности. Гипотетический материк как модель природной зональности Земли. Классификация современных ландшафтов.

Тема 2.2.Глобальные геоэкологические проблемы Глобальные геоэкологические проблемы и их современные особенности. Загрязнение атмосферы и изменение климата. Глобальные и региональные изменения природной среды (региональный обзор).

Тема 2.3.Климатические пояса и области мира Основные подходы к классификации климатов земного шара. Экваториальный пояс. Субэкваториальный пояс. Тропический пояс. Субтропический пояс. Умеренный пояс. Субполярный пояс. Полярный пояс.

Тема 2.4. Тектоника материков и явления на границах литосферных плит Основные положения теории тектоники плит. Процессы, происходящие на границах плит. Землетрясения: характеристика явления. Интенсивность землетрясений и способы ее оценки. Коровая дифференциация земной поверхности: платформы и орогенические пояса.

Тема 2.5.Природная зона: комплексная характеристика (на примере пустынь) План характеристики природной зоны. Что такое пустыни? Где находятся самые крупные пустыни планеты? Из-за чего возникают пустыни? Что характерно для природы пустынь?

Тема 2.6.Историко-культурные особенности ландшафтов средиземноморья Границы и единство Средиземноморского региона. Цивилизации Средиземноморья и их связь с природной средой. Цивилизации античного времени и их следы в культурном ландшафте. Географические закономерности освоения Средиземноморья.

Тема 2.7.Воспроизводство населения мира и России Основные понятия и показатели. Типы воспроизводства населения – традиционный подход. Второй демографический переход – современный взгляд.

Тема 2.8. Демографическая ситуация в России Динамика демографической ситуации в России (1897 – 1989 гг.). Пост-советские изменения демографической ситуации.

Тема 2.9. Демографическая ситуация в регионах России Как современный тип воспроизводства распространялся по регионам России? Типы демографической ситуации в регионах России? Основные демо-географические закономерности России.

Тема 2.10.Внешние миграции. Внутренние миграции.

Тема 2.11. Размещение населения России Сдвиги в размещении населения в советский период на макро-уровне (между зонами и экономическими районами страны). Сдвиги в размещении на мезо-уровне. Изменения в размещении в пост-советский период. Как можно оценить современное размещение населения России?

Тема 2.12. Изменения в географии хозяйства России в пост-советский период Изменения в структуре промышленности. Сдвиги в размещении промышленности. Изменения в сельском хозяйстве.

Тема 2.13. Соответствие УМК «География» для 5-9 классов О.А. Климановой, А.И. Алексеева требованиям ФГОС ООО Основные принципы обучения, положенные в основу создания учебной линии. Фундаментальное ядро образования (по стандарту) и формирование географического мышления. Методические приемы учебной линии как индикаторы современного образования. Содержание УМК и его соответствие стандарту.

Тема 2.14.Экологическая география России Положение России в глобальной системе географических поясов и природных зон. Основные тенденции изменения ландшафтов России на современном этапе. Лесохозяйственное воздействие. Сельскохозяйственное воздействие. Урбанизация. Промышленность. Особо охраняемые природные территории как основа формирования экологических сетей. Районы кризисных экологических ситуаций в России.

Тема 2.15. Проблемы развития экономических районов России Экономические районы и федеральные округа – что использовать для изучения и преподавания? Распределение функций между экономическими районами России в советский период. Изменения роли экономических районов в пост-советский период. Основные социально-экономические проблемы России и их выраженность в разных районах. Перспективы изменения роли экономических районов.