Зрение и слух: как мы видим и слышим

Автор лекции: 

Дубынин Вячеслав Альбертович, д.б.н., профессор биологического факультета МГУ

Предмет: 

  • Биология

Целевая аудитория лекции: 

Лекции рассчитаны на школьников 7-11 классов и могут быть (по заявке педагогов) адаптированы к разному возрасту и уровню подготовки учащихся.

Аннотация: 

Лекция посвящена обзору строения и функций двух основных сенсорных систем человека – зрительной и слуховой. В первой ее части рассматривается деятельность различных структур глаза (хрусталик, зрачок), а также строение сетчатки и свойства ее рецепторов (палочки и колбочки). Далее описываются зрительные центры головного мозга, обеспечивающие регуляцию сна и бодрствования, реакцию на новые сигналы, узнавание простых и сложных визуальных образов и т.д. По мере рассказа устанавливается связь между особенностями нашего зрения и техническими принципами кино; демонстрируется ряд зрительных иллюзий и парадоксов; обсуждаются некоторые нарушения зрительной функции и др.
Во второй части лекции рассматривается роль различных структур наружного и среднего уха – барабанной перепонки, слуховых косточек, евстахиевой трубы. Особое внимание уделяется строению внутреннего уха (улитки) и свойствам ее рецепторов (волосковых клеток). Главный принцип функционирования улитки – выделение внутри звукового потока отдельных действующих на нас тональностей. Далее охарактеризованы слуховые центры головного мозга. В их число входят области, обеспечивающие определение направления на источник звука, слуховое внимание, узнавание простых и сложных звуковых образов и т.д. По мере рассказа устанавливается связь между особенностями нашего слуха, восприятием музыки, восприятием и пониманием речи; обсуждается ряд нарушений слуховой функции и др.
Лекция сопровождается красочной презентацией. Иллюстрации снабжены большим количеством подписей и комментариев, что позволяет в дальнейшем использовать презентацию как учебный материал.