Интерактивные методы в экологическом образовании

Общая информация о курсе

Предмет: 

  • Экология

Структурное подразделение: 

Форма проведения курса: 

  • Очно-заочная (вечерняя)

Общая продолжительность курса: 

36 ак. ч.

Продолжительность очной части курса: 

36 ак. ч.

Форма аттестации: 

  • Очная

Стоимость курса: 

20 000 руб.
Расписание занятий

Дата начала курса: 

05.03.20

Дата окончания курса: 

30.04.20

Время проведения занятий: 

с 16.00 до 18.00 часов

Расписание занятий: 

занятие 1 раз в неделю по четвергам
Описание курса

Целевая аудитория курса: 

преподаватели экологии, биологии, географии, химии и педагоги дополнительного образования

Уровень начальной подготовки: 

высшее и среднее профессиональное образование

Характер курса: 

  • Профессионального совершенствования

Аннотация курса: 

Образовательная программа ориентирована на повышение профессиональных компетенций преподавателей естественных дисциплин (биологии, географии, экологии, химии) в области проектирования аудиторных и внеаудиторных занятий экологической направленности с использованием современных интерактивных технологий.

Преподаватели курса: 

Попова Л.В., ведущий научный сотрудник Музея землеведения МГУ имени М.В.Ломоносова, д-р пед. наук, доцент;
Пикуленко М.М., старший научный сотрудник Музея землеведения МГУ имени М.В.Ломоносова, канд. биол. наук;
Таранец И.П., научный сотрудник Музея землеведения МГУ имени М.В.Ломоносова, канд. биол. наук

Программа курса: 

1. Базовая часть
1.1. Экологическое образование в соответствии с требованиями ФГОС ООО
2. Профильная часть (предметно-методическая)
2.1. Система непрерывного экологического образования
2.2. Интерактивные методы изучения глобальных экологических проблем
2.3. Интерактивные формы и методы формирования экологических компетенций учащихся на уроках естественных дисциплин
2.4. Интерактивные формы и методы для внеурочной деятельности, в том числе проектной деятельности
2.5. Оценка качества разработки и проведения интерактивных форм и методов обучения

Оценка качества освоения программы производится на основании итоговой аттестации и предполагает защиту выпускной работы в виде методической разработки. Преподаватели, основываясь на результатах обучения, могут подготовить методические материалы на одну из тем: «Урок в школе», «Урок в музее», «День науки в школе», экологический праздник и др.

Содержание учебной программы

Раздел 1. Базовая часть
Тема 1
Экологическое образование в соответствии с требованиями ФГОС ООО Лекция (2 ч.)
«Законодательные документы и экология в школе»

Практическая работа (4 ч.)
«Структура ФГОС ООО (2010) и ПООП (2015)» Закон об Образовании РФ. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Рабочие программы по экологии. Стратегия образования в интересах устойчивого развития (ЕЭК ООН).

Раздел 2. Профильная часть (предметно-методическая)
Тема 1.
Система непрерывного экологического образования Лекция (4 ч.)
1. «Содержание экологического образования и концепция устойчивого развития»
2. «Разнообразие форм и методов экологического образования»

Практическая работа (2 ч.)
«Цели и задачи экологического образования: анализ опыта» История развития системы экологического образования. Образовательные стандарты в области экологии и охраны окружающей среды. Концепция и стратегия экологического образования в России. Система непрерывного экологического образования. Концепция устойчивого развития. Взаимная связь социальных, экономических и экологических проблем современного общества.

Тема 2.
Интерактивные методы изучения глобальных экологических проблем Лекция (2 ч.)
«Интерактивные методы изучения глобальных экологических проблем»

Практическая работа (4 ч.)
1. «Анализ демографической ситуации по сайту demoscop».
2. «Расчет экологического следа и потребления электроэнергии. Имитационные игры по использованию природных ресурсов». Глобальные экологические проблемы: рост народонаселения, обеспечение населения продовольствием, потребление природных ресурсов, загрязнение воздуха и Мирового океана.
Обзор последовательности разработки игр в экологическом образовании: имитационные, ролевые, компьютерные и карточные, массовые и индивидуальные. Игры: «Экополис», «Рыболовство», «Компас» и др. Интерактивные занятия: «Климат и энергосбережение», «Зеленый пакет» и др.

Тема 3.
Интерактивные формы и методы формирования экологических компетенций учащихся на уроках естественных дисциплин Лекция (4 ч.).
1. «Интерактивные методы при изучении темы «Сохранение биологического разнообразия»
2. «Интерактивные методы для темы «Загрязнение окружающей среды» и «Химические элементы в природе: круговороты веществ»

Семинар (4 ч.)
1. «Организация работы в малых группах на уроках биологии, географии, химии и экологии»
2. «Электронные интерактивные карты и работа с ними» Биологическое разнообразие и зачем оно нужно. В каком возрасте и что знают школьники о растительном и животном мире.
Что считается загрязнением окружающей среды. Виды загрязнений – химическое, физическое и биологическое.
Круговороты углерода, серы, фосфора и др. элементов в природе. Как человек влияет на круговороты веществ в природе.

Игры «Остров», «Шум в городе», «Не дай исчезнуть животным», «Морские обитатели», «Интересное о деревьях», «Полезные ископаемые», «Развитие без разрушения» и др.
Онлайн ресурсы для практических занятий с учащимися.

Тема 4.
Интерактивные формы и методы для внеурочной деятельности, в том числе проектной деятельности Лекция (2 ч.)
«Организация исследовательской проектной деятельности»

Семинар (4 ч.)
1. «Выполнение исследовательских проектов на основе биоиндикационных методов»
2. «Как организовать экологический праздник» Требования к организации и выполнению исследовательских проектных работ. Обзор методических разработок по проектной деятельности. Методики выполнения исследований (экспериментальные, наблюдения в природе, моделирование). Биоиндикация и биомониторинг. Разработка экологических троп. Принципы организации экологических праздников (День водных ресурсов - 22 марта, День птиц - 1 апреля, День Земли – 22 апреля и др.)

Тема 5.
Оценка качества разработки и проведения интерактивных форм и методов обучения Практическая работа (2 ч.)
«Подходы к анализу методических разработок (для уроков, праздников, кружков и др.) и проектных работ на соответствие критериям качества работы» Особенности методической разработки уроков и праздников по экологической тематике.
Рассмотрение проектных работ по различным экологическим темам. Формулировка цели и задач исследовательской проектной работы. Отражение результатов проектной работы в докладе.

Литература и иные материалы курса: 

1. Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. – М.: Просвещение, 2012. – 447
2. Акимова Т.А., Мосейкин Ю.Н. Экономика устойчивого развития. Учебное пособие. – М.: Экономика, 2009. – 430 с.
3. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. – М.: Логос, 2009. – 336 с.
4. Доклад о состоянии окружающей среды в городе Москве в 2010 году. – М.: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, 2011. – 135 с.
5. Лосев К.С. Мифы и заблуждения в экологии. – М.: Научный мир, 2010. – 224 с.
6. Марфенин Н.Н. Концепция «устойчивого развития» в развитии / Россия в окружающем мире: 2002 (Аналитический ежегодник). Отв.ред. Марфенин Н.Н. // Под общей редакцией: Данилова-Данильяна В.И., Степанов С.А. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2002. – С.126-176.
7. Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 624 с.
8. Марфенин Н.Н., Попова Л.В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития // Россия в окружающем мире: 2005 (Аналитический ежегодник).Отв. ред. Н.Н. Марфенин. М.: Модус-К – Этерна, 2006. С. 19-58.
9. Марфенин Н.Н. Экология: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 512 с. (Сер. Бакалавриат)
10. Марфенин Н.Н. Чему и как учить для устойчивого развития? // Россия в окружающем мире: 2010. Устойчивое развитие: экология, политика, экономика. Аналитический ежегодник. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2010. С. 146-177.
11. Медоуз Донелла, Рандерс Йорген, Медоуз Денис. Пределы роста. 30 лет спустя /Пер. с анг. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2007. – 342 с.
12. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Устойчивое развитие: вводный курс: Учеб. пособие. – М.: Университетская книга, 2006. – 312 с.
13. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экология: учебник для вузов. – 3-е изд., стереот. – М.: Дрофа, 2004. – 624 с.
14. Попова Л.В. Книги, которые учат, что делать. Первые отечественные учебные пособия по устойчивому развитию // Экология и жизнь. 2010. № 3 (100). С. 48-51.
15. Программа действий: повестка дня на ХXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Женева: Центр «За наше общее будущее», 1993.
16. Прохоров Б.Б. Экология человека. М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 320 с.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - 2012. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.минобрнауки.рф/документы/543
18. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учебн. для. общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2010. – 240 с.
19. Цепочки жизни: Эффективные приемы и методы работы с детьми в экологическом образовании и просвещении. – М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2005. – 40 с.
20. Экология Москвы и устойчивое развитие: Учебное пособие для 10 (11) классов средних общеобразовательных школ / Под ред. Г.А. Ягодина. – М.: МИОО, «Интеллект-Центр», 2008. – 352 с.
21. Ясвин В.А. Мир природы в мире игр: опыт формирования отношения к природе. – М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 1998.- 40 с.

Для обучающихся обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, находящиеся в открытом доступе:
1. http://www.mnr.gov.ru – Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
2. http://www.biodat.ru – Сайт проекта по сохранению биологического разнообразия
3. http://www.gosnadzor.ru – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
4. http://www.ecoguild.ru – Гильдия экологов
5. http://www.ecocom.ru/arhiv/ecocom/officinf.html (Государственный доклад о состоянии окружающей среды).
6. http://eco-mnepu.narod.ru/book/ – «Россия в окружающем мире» (ежегодник)
7. http://www.greenpeace.org/russia/ru/ – Гринпис Российское представительство
8. http://www.wwf.ru/ – WWF (Всемирный фонд дикой природы)
9. http://www.ecopolicy.ru – Центр экологической политики России и др. сайты государственных и общественных экологических организаций
10. http://www.ecosystema.ru – Экологический учебный центр «Экосистема

Контактная информация

Телефон: 

495) 939-29-76; (495) 939-14-15

Email: 

Адрес: 

119991, Москва, Ленинские горы 1, Главное здание МГУ, Музей землеведения, 25 этаж

Как проехать: 

М. «Университет», выход к Ломоносовскому проспекту, далее тр. 34 или авт. 130,103, 67, 187, 260 до ост. «Фундаментальная библиотека» (2-я остановка); или авт. 1, 113, 119, 661 до ост. «Дом культуры МГУ» (2-я остановка)