Подготовка школьников к олимпиадам по экологии

Общая информация о курсе

Предмет: 

  • Экология

Структурное подразделение: 

Форма проведения курса: 

  • Очно-дистанционная

Общая продолжительность курса: 

72 ак. ч.

Продолжительность очной части курса: 

36 ак. ч.

Продолжительность дистанционной части курса: 

36 ак. ч.

Форма аттестации: 

  • Очная

Стоимость курса: 

36 000 руб.
Расписание занятий

Дата начала курса: 

05.03.20

Дата окончания курса: 

30.04.20

Время проведения занятий: 

с 17.00 до 19.00 часов

Расписание занятий: 

занятие 1 раз в неделю по четвергам
Описание курса

Целевая аудитория курса: 

преподаватели экологии, биологии, географии, химии и педагоги дополнительного образования

Уровень начальной подготовки: 

высшее образование

Характер курса: 

  • Элективный, инновационный

Аннотация курса: 

Курс направлен на совершенствование профессиональных компетенций преподавателей естественных дисциплин (биология, география, экология, химия) в области понимания современных экологических проблем и концепции «устойчивого развития», а также технологии подготовки школьников к участию в олимпиадах по экологии

Преподаватели курса: 

Попова Л.В., ведущий научный сотрудник Музея землеведения МГУ, д-р пед.наук
Пикуленко М.М., ведущий научный сотрудник Музея землеведения МГУ, канд.биол.наук
Таранец И.П.,старший научный сотрудник Музея землеведения МГУ, канд.биол.наук

Программа курса: 

1. Организационно-методическое сопровождение подготовки к олимпиадам по экологии
1.1 Тема 1. Нормативные документы, регламентирующие олимпиадное движение в РФ Интерактивная лекция, 1 час ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897) формирование экологически компетентной личности.Приказ Министерства образования и науки РФ № 1252 от 18.11.2013 г. «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников». Информационный портал «Всероссийская олимпиада школьников».
1.2 Тема 2. Характеристики олимпиад по экологии и их требования Интерактивная лекция, 2 часа Этапы Всероссийской олимпиады школьников по экологии.Олимпиада Ломоносов по экологии (МГУ), олимпиада «Покори Воробьевы горы» по биологии и экологии, олимпиада «Шаг в будущее».
Ведомственные Олимпиады и конкурсы по экологической тематике (Росатом, Газпром и др.).
1.3 Тема 3. Типичные ошибки участников олимпиад по экологии Интерактивная лекция, 2 часа Рассмотрение типичных и системных ошибок, которые делают учащиеся при ответах на вопросы олимпиад по экологии различного уровня.
Практическое занятие, 1час Работа с олимпиадными заданиями (олимпиада Ломоносов по экологии).
Самостоятельная работа, 2 часа Разработка схем подготовки к олимпиаде школьного и муниципального уровня.
Разработка критериев проверки олимпиадных заданий открытого типа.
1.4 Тема 4. Формы олимпиадных заданий Интерактивная лекция, 1 час Алгоритм специальной подготовки школьников к написанию олимпиады по экологии.Открытые и закрытие формы тестов, практические туры олимпиад.
Практическое занятие, 1 час Знакомство с требованиями к разработке тестовых заданий.
Самостоятельная работа, 2 часа Разработка тестовых заданий различного типа (Промежуточный контроль).

2. Теоретический тур олимпиады – основы экологических знаний
2.1. Тема 5. Общая экология (основные экологические законы жизни) Видео лекция,
2 часа Основные термины и понятия в биоэкологии (организм, популяция, биоценоз, экосистема, биосфера и др.). Круговороты веществ в биосфере. Взаимосвязи между организмом и средой обитания. Влияние абиотических и биотических факторов.
Практическое занятие, 2 часа Игра «Остров», задание на экспозиции «Природная зональность» музея землеведения МГУ – «Определение влияния факторов среды на живые организмы» (на примере экосистем тундры, тайги, степи, пустыни, влажного экваториального леса)
Самостоятельная работа, 4 часа Составление вопросов к содержанию видеолекций и выписывание новых терминов.Знакомство с разделами учебника Н.М. Черновой и А.М. Быловой «Общая экология» (2004 г.).
2.2. Тема 6. Экология человека (демографическая проблема) Видео лекция,
2 часа Демографический взрыв численности населения в ХХ веке. Демографическая обстановка в мире и в РФ. Факторы, влияющие на рождаемость и на смертность. Демографические показатели – ОКР, ОКС, КЕП.
Практическое занятие, 2 часа Анализ демографической ситуации с помощью сайта «demoscop»: выписать 10 стран с наибольшей численностью населения и 10 стран с наивысшей плотностью населения, найти страны-лидеры по продолжительности жизни.
Самостоятельная работа, 2 часов Составление вопросов к содержанию видеолекции и выписывание новыхтерминов.
2.3. Тема 7. Природные ресурсы Видео лекция,
2 час Классификация природных ресурсов по исчерпаемости. Значимость природных ресурсов в жизни человека. Проблемы добычи минеральных ресурсов, проблемы водных ресурсов (нехватка пресной воды и ее загрязнение). Традиционные и новые источники получения электроэнергии. Экологические последствия.
Практическое занятие, 2 часа Знакомство на экспозиции музея землеведения МГУ с коллекциями горючих полезных ископаемых и типами почв.
Самостоятельная работа, 4 часов Составление вопросов к содержанию видеолекции и самостоятельное знакомство с проблемами использования земельных ресурсов в России (по Государственному докладу «Об использовании и охране окружающей среды в РФ»).
2.4. Тема 8. Загрязнение окружающей среды (Глобальные и локальные экологические проблемы) Видео лекции,
6 часов Рассмотрение следующих тематик: загрязнение окружающей среды, расчет ПДК, глобальные экологические проблемы человечества – разрушение озонового слоя Земли, изменение климата («парниковый эффект»), загрязнение Мирового океана).Загрязнение окружающей среды при получении электроэнергии различными способами.
Практическое занятие, 2 часа Локальные экологические проблемы загрязнения окружающей среды – проблема кислотных осадков, смог, «шумовое загрязнение» и другие.
Самостоятельная работа, 4 часа Работа с Государственным докладом «Об использовании и охране окружающей среды в РФ» и составление таблиц по основным загрязнителям регионов России и городам, где превышены ПДК по загрязнению атмосферного воздуха (Промежуточный контроль).
2.5. Тема 9. Сохранение биологического разнообразия и ООПТ Видео лекция,
2 часа Понятие и значимость биоразнообразия.
Особо охраняемые природные территории и их значимость для сохранения природы. Красные книги. Международные конвенции для сохранения биоразнообразия (Рамсарская конвенция, СИТЭС).
Практическое занятие, 2 часа Демонстрация интерактивных игр по теме сохранения биоразнообразия для быстрого усвоения школьниками значительного объема информации и понимания взаимосвязей между организмами на примере ключевых видов.
Самостоятельная работа, 2 часов Знакомство с Красной книгой РФ том «Животные» и том «Растения» на сайте Biodat.ru.
2.6. Тема 10. Устойчивое развитие и «зеленая экономика» Видео лекция,
2 часа История формирования концепции устойчивого развития. Понятие и суть «устойчивого развития», как взаимосвязи социальных, экономических и экологических компонентов. Рассмотрение 17 целей устойчивого развития. Учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.
Практическое занятие, 2 часа Понятие и концепция «зеленой экономики».Рассмотрение механизмов «Зеленой экономики».
Самостоятельная работа, 4 часа Работа с отчетом Российской организации содействия ООН «Регионы России и цели устойчивого развития ООН».

3. Практический тур олимпиад – проектная деятельность
3.1. Тема 11. Организация проектной деятельности Интерактивная лекция, 2 часа Требования к организации и выполнению исследовательских проектных работ. Методики выполнения исследований (экспериментальные, наблюдения, моделирование и др.). Разбор типичных ошибок учащихся при выполнении проектной работы. Оценка качества проектных работ.
3.2. Тема 12. Методы биологической индикации Интерактивная лекция, 2 часа Основы биоиндикации и отличие от биотестирования. Рассмотрение разных биоиндикационных методов на разных уровнях организации жизни.
Практическое занятие, 2 часа Знакомство с конкретной методикой по определению качества воды в пресных водоемах, с возможностью применения в школьных проектных работах.
3.3. Тема 13. Исследовательские проекты в естественных музеях Интерактивная лекция, 2 часа Рассмотрение на музейной экспозиции (музей землеведения МГУ) планирования и методики выполнения проектных работ в естественнонаучных музеях, а именнопо темам – приспособление различных животных к среде обитания (морфологические черты – описание и их сравнение), палеонтология – разбор коллекций ископаемых организмов, горные породы и минералы, природные ресурсы как источники строительных материалов.
Практическое занятие, 2 часа Самостоятельная разработка темы, цели, задач и плана выполнения конкретной исследовательской работы в музее (Промежуточный контроль).

4. Итоговая аттестация
4.1. Итоговая аттестация Семинар, 2 часа Защита разработанных методических материалов.

Литература и иные материалы курса: 

Основная литература:
1. Аргунова М.В., Моргун Д. В., Плюснина Т.А. Экология. 10-11 классы. Базовый уровень. М.: Просвещение, 2018. – 143 с.
2. Приказ «О внесении изменений в Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2013 года № 1252 , от 17 декабря 2015 года № 1488.
3. Информационный портал «Всероссийская олимпиада школьников» – [Электронный ресурс] – Режимдоступа – hppt. //www.rosolymp.ru
4. Марфенин Н.Н. Экология – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 512 с.

Дополнительная литература:
5. Всероссийская олимпиада школьников и международные олимпиады школьников по общеобразовательным предметам. – [Электронный ресурс] – Режимдоступа – hppt. //www.vserosolymp.rudn.ru
6. Экология Москвы и устойчивое развитие: Учебное пособие для 10 (11) классов средних общеобразовательных школ / Под ред. Г.А. Ягодина. – М.: МИОО, «Интеллект-Центр», 2008. – 352 с.

Интернет-ресурсы:
1. http://ekolog.org/books/26/ - Н.М. Чернова, А.М. Былова. Общая экология. Учебник. М.: Дрофа, 2004.
2. http://www.meteorf.ru - сайт Росгидромет (мониторинг загрязнения окружающей среды в РФ)
3. http://www.mosecom.ru - Москоэкомониторинг
4. http://biodat.ru - Электронный экологический журнал (статьи по сохранению биоразнообразия, ООПТ, Красным книгам и др.)
5. https://wwf.ru/ - литература по изменению климата
6. http://www.mosvodokanal.ru - очистка воды в Москве
7. http://www.pochva.com/?content=1 - электронная библиотека ф-та почвоведения МГУ
8. http://ekolog.org/books/ - электронные учебники по экологии
9. http://www.wildnet.ru/ - Эколого-просветительский центр «Заповедники»
10. http://www.dpioos.ru/ - Департамент Природопользования и охраны ОС:
11. http://milkon-nt.ru/d/14097/d/himicheskaya_bezopasnost_vody_v.s._petrosy... -Петросян В.С. Природная и питьевая вода: проблемы химической безопасности
12. http://www.chem.msu.su/rus/lab/organic/fox/chem-bumerang.pdf - Петросян В.С. Химические спутники земли и химические бумеранги: проблемы химической безопасности
13. https://readtiger.com/www.ecosystema.ru/02center/index.htm - Полевой экологический центр (Биостанция) «Экосистема» (методические материалы, полевые определители и др.)

Контактная информация

Телефон: 

495) 939-29-76; (495) 939-14-15

Email: 

Адрес: 

119991, Москва, Ленинские горы 1, Главное здание МГУ, Музей землеведения, 25 этаж

Как проехать: 

М. «Университет», выход к Ломоносовскому проспекту, далее тр.34 или авт. 130,103, 67, 187, 260 до ост. «Фундаментальная библиотека» (2-я остановка); или авт. 1, 113, 119, 661 до ост. «Дом культуры МГУ» (2-я остановка); или до станции метро "Ломоносовский проспект", далее пешком 10 минут до главного здания мГУ