Автор лекции:
Предмет:
- Филология
Целевая аудитория лекции:
Аннотация:
История Великой Отечественной войны сохранилась для послевоенных поколений в кадрах хроники, документах (многие из которых стали известны совсем недавно), воспоминаниях маршалов и рядовых и, конечно, в художественных произведениях, кинематографических и литературных. «Военная» литература сыграла важную роль в формировании нашего восприятия событий 1941-1945 гг., осмыслении значения этой войны для истории русского народа. Во многом благодаря «военной» литературе спустя 70-лет после Победы остается чувство сопричастности событиям далекого прошлого.
Мы обратились к повестям 1940-х – 1960-х гг. представителей так называемой «лейтенантской прозы», поскольку, они интересны не только как явление литературного процесса, но и как исторический документ. Эти книги, импульсом к созданию которых послужило желание авторов передать свой собственный опыт узнавания быта и бытия человека на войне, раскрывают психологию людей военного поколения, помогают увидеть, как менялось их понимание войны. Анализ стилевых доминант прозы В. Некрасова, Г. Бакланова, Ю. Бондарева и В. Быкова (с имена которых и было связано появление понятия «лейтенантская» проза) позволяет показать, как в творчестве разных писателей преломлялся военный опыт, как происходило «сопряжение» факта и вымысла, а также выделить некоторые общие тенденции развития русской «военной» литературы 2-й половины ХХ в.