Учебно-методический комплекс по биологии как средство достижения предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы (на примере линии УМК В.В. Пасечника)

Общая информация о курсе

Предмет: 

  • Биология

Структурное подразделение: 

Форма проведения курса: 

  • Дистанционная

Общая продолжительность курса: 

72 ак. ч.

Продолжительность дистанционной части курса: 

72 ак. ч.

Форма аттестации: 

  • Очная

Стоимость курса: 

16 000 руб.
Расписание занятий

Дата начала курса: 

20.04.15

Дата окончания курса: 

29.05.15

Время проведения занятий: 

в удобное для слушателей время
Описание курса

Целевая аудитория курса: 

преподаватели биологии и экологии школ

Характер курса: 

  • Профессионального совершенствования

Аннотация курса: 

Данный курс нацелен на совершенствование методической и биологической подготовки учителей, чья работа будет осуществляться в условиях перехода на ФГОС ООО и построен на содержании УМК линии В.В. Пасечника.
В первом разделе раскрываются психолого-педагогические аспекты Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО).
Изучение теоретической части второго раздела, а так же выполнение практических заданий поможет слушателям: оценить возможности линии УМК В.В. Пасечника для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения; разобраться в проблемах отбора содержания биологического образования в основной школе в контексте новой образовательной парадигмы и реализации системно-деятельностного подхода в обучении; научиться включать учащихся в работу над учебными и учебно-исследовательскими проектами; развить собственные компетенции и компетенции учащихся в области использования информационно-коммуникационных технологий среди которых – поиск учебной информации в сети Интернет, создание мультимедийных презентаций, освоение методики использование электронных приложений к учебникам.

Преподаватели курса: 

Белякова Г.А., Мурашев В.В., Пасечник В.В., Самоненко Ю.А., Рубцов А.М., Швецов Г.Г.

Программа курса: 

Раздел 1 (теоретико-методологический)
Психолого-педагогические аспекты Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: требования к результатам обучения - личностные, предметные, метапредметные. Осмысление и методическая подготовка учителя как условие реализации требований ФГОС ООО, основные направления формирования информационно-образовательной среды предмета и его роли в формировании информационно-образовательной среды образовательного учреждения. Психолого-педагогические условия формирования информационно-образовательной среды предмета.
Тема 1.1. Необходимость модернизации образования в соответствии с социальным заказом. Теоретические основы концепции развивающего образования
Предпосылки для модернизации сферы образования в современном мире. Прямой и побочный продукт в обучении школьников. Содержание знаний и методы обучения в системе развивающего обучения. Вклад психологической теории деятельности в педагогику развивающего образования. Основные положения системно-деятельностного подхода в психологической теории учения.
Тема 1.2.Психологическая структура учебной деятельности. Дидактический смысл принципов психологической теории деятельности и их реализация в методике обучения
Принципы предметности, опосредствованности, субъектности, продуктивности (продуктности) и рефлексивности. Компетентности и компетенции. Принцип предметности. Концептуальная схема учебного предмета. Принцип опосредствованности. Средства познавательной деятельности: операциональный, предметно-специфический, уровень общенаучной методологии. Реализация принципа субъектности. Формирование рефлексии в обучении.
Тема 1.3. Общая характеристика универсальных учебных действий
Представлена полная характеристика всех УУД, которые формируются в процессе обучения ученика. Функции УУД, основания выделения УУД.
Тема 1.4. Понятие о современной информационно-образовательной среде. Формирование информационно-образовательной среды учебно-методического комплекса в соответствии требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Компоненты современной информационно-образовательной среды - традиционные и современные
Основное понятие информационно-образовательной среды, общая характеристика всех компонентов современной информационно-образовательной среды предмета и учебно-методического комплекса.
Тема 1.5.Учет возрастных особенностей подростков в организации учебной деятельности школьника и педагогического общения участников образовательного процесса
Особенности познавательной сферы подростка, принципы построения комфортного обучающего пространства
Тема 1.6. Информационно-образовательная среда как средство оценки образовательных достижений подростков. Роль информационно-образовательной среды учебно-методического комплекса при организации фронтальной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся на всех этапах урока
Значение информационно-образовательной среды как фактора формирования мотивации учащихся и основа формирования информационно-образовательной среды образовательного учреждения с опорой на использование в практике работы учителя учебной продукции издательства «Дрофа»
Раздел 2 (практико-ориентированный)
Реализация современного научного содержания биологии и требований ФГОС ООО в УМК «Биология» для 5-9 классов В.В. Пасечника
Тема 2.1. Проблемы отбора содержания биологического образования основной школы в контексте новой образовательной парадигмы
Проблемы изменения основной образовательной парадигмы. Проблемы реализации ФГОС нового поколения. Отбор содержания биологического образования, как основа реализации ФГОС нового поколения.
Тема 2.2. Фундаментальное ядро содержания биологического образования в учебниках УМК линии В.В. Пасечника
Понятие о содержании образования и содержании школьного предмета. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования. Взаимосвязь науки биологии и содержания школьного предмета «Биология». Типы структурирования со¬держания образования. Структура содержания УМК линии В.В. Пасечника по биологии.
Тема 2.3.Достижение требований ФГОС основного общего образования с УМК линии В.В. Пасечника
Понятие о государственных образовательных стандартах нового поколения. Достижение личностных результатов при изучении биологии по УМК линии В.В. Пасечника. Достижение метапредметных результатов при изучении биологии по УМК линии В.В. Пасечника. Достижение предметных результатов при изучении биологии по УМК линии В.В. Пасечника.
Тема 2.4. Актуальные методические проблемы методов и средств обучения в условиях перехода на ФГОС нового поколения
Актуальные проблемы методов обучения биологии. Актуальные проблемы современных средств обучения биологии. Учебник биологии, как основной содержательный элемент УМК.
Тема 2.5.Актуальные методические проблемы форм обучения биологии в условиях перехода на ФГОС нового поколения
Проблемы современных форм организации обучения биологии. Современный урок биологии. Элективные курсы. Внеклассная работа, виды и особенности содержания.
Тема 2.6.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения биологии
Проблемы формирования ИКТ-компетентности в современном образовании. Формирование ИКТ-компетентности у учителей в условиях новой системы повышения квалификации. Формирование ИКТ-компетентности у учащихся в процессе обучения биологии с использованием УМК линии В.В. Пасечника.
Тема 2.7.Пути видообразования у растений
Пути видообразования у растений. Основные теории видообразования. Фрагментация ареалов. Разнообразие популяций. Парапатрическое видообразование. Симпатрическое (экологическое) видообразование. Симпатрические популяции. Пример симпатрической специализации пальм. Квантовое (скачкообразное) видообразование у растений. Перипатрическое видообразование. Природная автополиплоидия. Гибридогенное видообразование. Основные типы гибридизации. Интрогрессивная гибридизация. Аллополиплоидия. Экспериментальные амфиплоиды. Видообразование при направленном воздействии человека. Стасипатрическое видообразование.
Тема 2.8. Водоросли. Общая характеристика. Систематика
Водоросли. Отделы водорослей. Размножение водорослей: вегетативное, бесполое и половое. Строение и жизнедеятельность одноклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и хозяйстве.
Тема 2.9.Гибернация, или какие биохимические процессы лежат в основе оцепенения и зимней спячки
Что такое гибернация? Жизнь при температуре тела около нуля, или как зимуют теплокровные. Жизнь при температуре тела ниже нуля, или как зимуют холоднокровные.
Тема 2.10. Грибы
Общая характеристика, строение, питание и размножение. Система. Причины неоднозначности систематики грибов. Плесневые грибы. Дрожжи. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Грибы–паразиты, вызывающие болезни растений. Значение грибов.
Тема 2.11. Вид и его критерии
Определение вида. Политипическая концепция вида. Виды-двойники. Критерии вида. Понятие популяция. Замкнутая генетическая система – вид.
Тема 2.12.Цветок
Морфологическая природа цветка. Определение цветка. Функции цветка. Морфология. Образование пыльцы. Образование зародышевых мешков. Процесс двойного оплодотворения. Опыление.
Тема 2.13.Методические аспекты использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении биологии
Понятие об информатизации образования. Цели и задачи использования средств ИКТ в процессе обучения биологии с учетом требований ФГОС. Средства ИКТ в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Средства ИКТ в активизации познавательной деятельности учащихся. Средства ИКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.
Тема 2.14. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении биологии
Создание оптимальных методических условий для организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии. Ориентации на достижение предметных, личностных и метапредметных результатов обучения. Проектирование и конструирование среды развития учащихся и создание условий для активизации их учебно-познавательной деятельности в процессе обучения биологии. Построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся. Роль учебника в организации учебной деятельности учащихся.
Тема 2.15. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии
Характеристика учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии. Анализ эффективности различных методических систем в практике преподавания биологи. Система самостоятельных работ учащихся при обучении биологии. Коллективная учебно-познавательная деятельность учащихся. Организация индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии.

Литература и иные материалы курса: 

1. Примерные программы по учебным предметам: Биология. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
2. Рабочая программа к линии УМК В.В. Пасечника. Биология 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2012 (http://www.drofa.ru/for-users/teacher/main/vertical/)
3. В.В. Пасечник. Биология. Учебник. 5 класс. М.: Дрофа. 2012
4. В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. Учебник. 6 класс. М.: Дрофа. 2012
5. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. Учебник. 7 класс. М.: Дрофа. 2012
6. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. Учебник. 8 класс. М.: Дрофа. 2012
7. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Введение в общую биологию и экологию. Учебник. 9 класс. М.: Дрофа. 2012
8. Быстро и легко осваиваем работу в сети Интернет / под ред. Ф. А. Резникова. - М.: Лучшие кн., 2002. - 379 с.
9. Гусинский, Э. Н. Современные образовательные теории [Текст] : [учеб.-метод. пособие] / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. - М.: Университетская кн., 2004. - 256 с.
10. Галл Я.М. Становление эволюционной теории Чарлза Дарвина. С.-П.: Наука, 1993. –141 с.
11. Дьяченко, В.К. Основное направление развития образования в современном мире [Текст] / В.К. Дьяченко. - М.: Школьные технологии, 2005. - 512 с.
12. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие / И.Г. Захарова. - 4-е изд., стер. - М.: Академия , 2008
13. Иорданский Н.Н. Макроэволюция: Системная теория. М.: Наука, 1994
14. Кальнин СМ., Румянцев И.А., Соломин В.П., Степанов С.А. Информационное проектирование учебного процесса: Учебное пособие /Под ред. проф. В.Л. Соломина. — СПб., 1997
15. Новые педагогические информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Прлат. — М, 2000
16. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2005
17. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сиделъникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. – М.: Академия, 2007
18. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В.С.Кукушкина. – «МарТ»; Феникс, 2010. – 333 с.
19. Садовская И.Л. Эпистемологическая концепция методов обучения: монография/ Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2011
20. Соломин В.П., Зеленин В М. Создание и применение педагогических программных средств. — СПб., 2000
21. Советов Б.Я. Информационные технологии: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2006
22. Современные информационные технологии в науке и образовании: Учеб. пособие / ред.: А.А. Деркач; сост. В.Н. Марков. - М.: Изд-во РАГС, 2007
23. Северцов А.С. Основы теории эволюции. М.: Изд-во МГУ, 1987. –320 с.
24. Титов Е.В., Морозова Л.В. Методика применения информационных технологий в обучении биологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2010
25. Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии. – М.: Мнемозина, 2002
26. Трайнев В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учеб. пособие. – М.: Дашков и К, 2006
27. Тюников, Ю. С. Педагогическая мифология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Ю. С. Тюников, М. А. Мазниченко. – М.: Владос, 2004
28. Якунчев М.А., Волкова О.Н., Аксенова О.Н. и др. Методика преподавания биологии : учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
29. Хлебосолов Е.И. Лекции по теории эволюции. – М.: УЦ «Перспектива», 2004. –264 с.
30. http://edu.ru/ – федеральный портал – Российское образование, единое окно доступа к образовательным ресурсам.
31. http://fsu.edu.ru/p1.html – Федеральный совет по учебникам, сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
32. http://schools.keldysh.ru/labmro – методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.
33. http://festival.1september.ru/ – сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» издательского дома «Первое сентября», открытый педагогический форум.
34. http://distant.msu.ru/course/view.php?id=90
35. http://www.drofa.ru/for-users/teacher/help/

Контактная информация

Адрес: 

Метро ст. Университет Адрес: 119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, МГУ, д. 1, стр. 12, Биологический факультет

Как проехать: 

Проезд до станции метро «Университет», выход к Ломоносовскому проспекту (последний вагон из центра). Перейти указанный проспект к остановкам автобусов (№№ 103, 130, 260), троллейбусов (№ 34) и стоянке маршрутных такси, доехать до остановки «Менделеевская улица». Пройти прямо и налево через проход металлической ограды до факультета.