Учебно-методический комплекс по физике как средство достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы (на примере линии УМК А.В. Перышкина)

Общая информация о курсе

Предмет: 

  • Физика

Структурное подразделение: 

Форма проведения курса: 

  • Дистанционная

Общая продолжительность курса: 

72 ак. ч.

Продолжительность очной части курса: 

60 ак. ч.

Продолжительность дистанционной части курса: 

12 ак. ч.

Форма аттестации: 

  • Очная

Стоимость курса: 

12 000 руб.
Расписание занятий

Дата начала курса: 

23.10.14

Дата окончания курса: 

16.12.14

Время проведения занятий: 

72 часа, 2 месяца

Расписание занятий: 

заочная (дистанционная) с очной сессией
Описание курса

Целевая аудитория курса: 

учителя физики, заинтересованные в развитии собственных информационных компетенций, а также, предметных компетенций

Уровень начальной подготовки: 

Программа рассчитана на учителей физики, имеющих опыт преподавания не менее трех лет, а также, собирающихся преподавать физику в старшей школе после вынужденного перерыва

Характер курса: 

  • Профессионального совершенствования

Аннотация курса: 

В курсе повышения квалификации раскрываются психолого-педагогические аспекты Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО), предлагаются возможные пути реализации новых стандартов средствами линий УМК по физике А.В. Перышкина.
Выбранные авторским коллективом темы учебников для лекционного материала курсов наиболее трудны для усвоения учащимися основной школы. Каждая лекция содержит в себе следующие разделы: место темы в курсе физики основной и средней (полной) школы, анализ целей и задач, ставящихся перед учителем при изучении темы, реализация универсальных учебных действий (УУД) при организации работы учащихся, примерное поурочное планирование, трудные вопросы темы. Рассматриваемый в каждой лекции набор вопросов позволит слушателю с одной стороны представить себе логику изложения учебного материала, с другой стороны – сформировать методический базис для преподавания в свете ФГОС ООО.
В материалах лекции уделяется особое внимание методическим аспектам формирования универсальных учебных действий: смысловое чтение, моделирование, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, логические анализ и синтез, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выбор наиболее эффективных методов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, выдвижение гипотез, их обоснование, действия смыслообразования и нравственно–этического оценивания и т.д.
В ходе практических занятий слушателям будут предложены разнообразные задания, выполнение которых непосредственно сопряжено с работой учителя в современных условиях, с применением средств ИКТ, методик руководства исследовательской деятельностью учащихся, тестового контроля, с разработкой сценариев уроков и пр.

Преподаватели курса: 

Самоненко Ю.А., Иванова О.С., Селиверстов А.В.

Программа курса: 

Вводный раздел
Решает задачи диагностики педагогов – слушателей курсов ПК на предмет их подготовленности к изучению предложенной тематики курсов и ознакомления их с собственно организацией их деятельности.
Вводный раздел представлен вводным занятием, решающим задачу ознакомления слушателей дистанционных курсов ПК – с собственно организацией их деятельности и деятельности сетевых педагогов в ходе проведения данных курсов. Слушатели узнают, как и посредством чего будут строиться занятия, каким образом будет осуществляться связь сетевых педагогов и слушателей, каков объем времени запланирован на изучение того или иного материала, как будет проводиться диагностика освоения слушателями предложенной тематики и другие организационно-информационные вопросы.

Раздел 1 (теоретико-методологический)
Психолого-педагогические аспекты Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: требования к результатам обучения - личностные, предметные, метапредметные. Осмысление и методическая подготовка учителя как условие реализации требований ФГОС ООО, основные направления формирования информационно-образовательной среды предмета и его роли в формировании информационно-образовательной среды образовательного учреждения. Психолого-педагогические условия формирования информационно-образовательной среды предмета.

Тема 1.1. Необходимость модернизации образования в соответствии с социальным заказом. Теоретические основы концепции развивающего образования
Предпосылки для модернизации сферы образования в современном мире. Прямой и побочный продукт в обучении школьников. Содержание знаний и методы обучения в системе развивающего обучения. Вклад психологической теории деятельности в педагогику развивающего образования. Основные положения системно-деятельностного подхода в психологической теории учения.
Тема 1.2. Психологическая структура учебной деятельности. Дидактический смысл принципов психологической теории деятельности и их реализация в методике обучения
Принципы предметности, опосредствованности, субъектности, продуктивности (продуктности) и рефлексивности. Компетентности и компетенции. Принцип предметности. Концептуальная схема учебного предмета. Принцип опосредствованности. Средства познавательной деятельности: операциональный, предметно-специфический, уровень общенаучной методологии. Реализация принципа субъектности. Формирование рефлексии в обучении.
Тема 1.3. Общая характеристика универсальных учебных действий
Представлена полная характеристика всех УУД, которые формируются в процессе обучения ученика. Функции УУД, основания выделения УУД.
Тема 1.4. Понятие о современной информационно-образовательной среде. Формирование информационно-образовательной среды учебно-методического комплекса в соответствии требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Компоненты современной информационно-образовательной среды - традиционные и современные
Основное понятие информационно-образовательной среды, общая характеристика всех компонентов современной информационно-образовательной среды предмета и учебно-методического комплекса.
Тема 1.5. Учет возрастных особенностей подростков в организации учебной деятельности школьника и педагогического общения участников образовательного процесса
Особенности познавательной сферы подростка, принципы построения комфортного обучающего пространства
Тема 1.6. Информационно-образовательная среда как средство оценки образовательных достижений подростков. Роль информационно-образовательной среды учебно-методического комплекса при организации фронтальной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся на всех этапах урока
Значение информационно-образовательной среды как фактора формирования мотивации учащихся и основа формирования информационно-образовательной среды образовательного учреждения с опорой на использование в практике работы учителя учебной продукции издательства «Дрофа»

Раздел 2
(практико-ориентированный)
Реализация современного научного содержания физики и требований ФГОС ООО в УМК «Физика» для 7-9 классов А.В. Перышкина

Слушатели рассмотрят наиболее сложные и актуальные вопросы реализации ФГОС ООО в практике образовательного процесса педагога, обретут собственный опыт в проектировании уроков в соответствии с ведущими целевыми установками ФГОС ООО на конкретных примерах линий УМК. Кроме того, освоят на практике наиболее сложные вопросы и направления развития современной науки, найдут практические пути повышения мотивации учащихся к изучению предмета и освоят методику работы с учащимися по ознакомлению их с современными достижениями науки и техники.
Раздел посвящен способам использования всего дидактического потенциала линии УМК по физике А.В. Перышкина для реализации ФГОС ООО и достижения планируемых результатов освоения программы по предмету основной школы, отражающих и конкретизирующих требования ФГОС. Практическая часть модуля направлена на формирование профессиональных компетентностей учителя, связанных с организацией учебного процесса на основе взаимосвязанного использования всех компонентов линии УМК: отбору средств достижения планируемых результатов, планированию учебных занятий, разработке рабочей программы.

Тема 2.1. Силы в природе
Место темы в курсе физики основной и средней (полной) школы. Анализ целей и задач, ставящихся перед учителем при изучении темы. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения при изучении данной темы. Реализация универсальных учебных действий (УУД) при организации работы учащихся: поиск и выделение необходимой информации, вывод из текста параграфа, построение модели по рисунку или описанию. Примерное поурочное планирование. Трудные вопросы темы.
Тема 2.2. Давление твердых тел, жидкостей, газов. Законы гидростатики
Место темы в курсе физики основной и средней (полной) школы. Анализ целей и задач, ставящихся перед учителем при изучении темы. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения при изучении данной темы. Реализация универсальных учебных действий (УУД) при организации работы учащихся: умение передавать содержание текста, умение составлять тексты различных жанров, выбор наиболее эффективных методов решения задач в зависимости от конкретных условий. Примерное поурочное планирование. Трудные вопросы темы.
Тема 2.3. Работа. Мощность. Энергия
Место темы в курсе физики основной и средней (полной) школы. Анализ целей и задач, ставящихся перед учителем при изучении темы. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения при изучении данной темы. Реализация универсальных учебных действий (УУД) при организации работы учащихся: моделирование, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Примерное поурочное планирование. Трудные вопросы темы.
Тема 2.4. Влажность
Место темы в курсе физики основной и средней (полной) школы. Анализ целей и задач, ставящихся перед учителем при изучении темы. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения при изучении данной темы. Реализация универсальных учебных действий (УУД) при организации работы учащихся: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, логический анализ и синтез. Примерное поурочное планирование. Трудные вопросы темы.
Тема 2.5. Энергия электрического поля. Конденсатор
Место темы в курсе физики основной и средней (полной) школы. Анализ целей и задач, ставящихся перед учителем при изучении темы. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения при изучении данной темы. Реализация универсальных учебных действий (УУД) при организации работы учащихся: построение логической цепи рассуждений, доказательство. Примерное поурочное планирование. Трудные вопросы темы.
Тема 2.6. Магнитное поле. Сила Ампера
Место темы в курсе физики основной и средней (полной) школы. Анализ целей и задач, ставящихся перед учителем при изучении темы. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения при изучении данной темы. Реализация универсальных учебных действий (УУД) при организации работы учащихся: построение логической цепи рассуждений, доказательство, моделирование. Примерное поурочное планирование. Трудные вопросы темы.
Тема 2.7. Законы геометрической оптики. Преломление света
Место темы в курсе физики основной и средней (полной) школы. Анализ целей и задач, ставящихся перед учителем при изучении темы. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения при изучении данной темы. Реализация универсальных учебных действий (УУД) при организации работы учащихся при организации групповых и индивидуальных проектных работ. Примерное поурочное планирование. Трудные вопросы темы.
Тема 2.8. Законы Ньютона
Место темы в курсе физики основной и средней (полной) школы. Анализ целей и задач, ставящихся перед учителем при изучении темы. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения при изучении данной темы. Реализация универсальных учебных действий (УУД) при организации работы учащихся: выбор наиболее эффективных методов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Примерное поурочное планирование. Трудные вопросы темы.
Тема 2.9. Механические волны. Звук
Место темы в курсе физики основной и средней (полной) школы. Анализ целей и задач, ставящихся перед учителем при изучении темы. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения при изучении данной темы. Реализация универсальных учебных действий (УУД) при организации работы учащихся: выбор оснований для классификации, выбор критериев для сериации. Примерное поурочное планирование. Трудные вопросы темы.
Тема 2.10. Интерференция механических волн. Интерференция световых волн
Место темы в курсе физики основной и средней (полной) школы. Анализ целей и задач, ставящихся перед учителем при изучении темы. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения при изучении данной темы. Реализация универсальных учебных действий (УУД) при организации работы учащихся: выдвижение гипотез, их основание. Примерное поурочное планирование. Трудные вопросы темы.
Тема 2.11. Физика атомного ядра
Место темы в курсе физики основной и средней (полной) школы. Анализ целей и задач, ставящихся перед учителем при изучении темы. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения при изучении данной темы. Реализация универсальных учебных действий (УУД) при организации работы учащихся: действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания. Примерное поурочное планирование. Трудные вопросы темы.
Тема 2.12. Строение и эволюция Вселенной
Место темы в курсе физики основной и средней (полной) школы. Анализ целей и задач, ставящихся перед учителем при изучении темы. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения при изучении данной темы. Реализация универсальных учебных действий (УУД) при организации работы учащихся при подготовке докладов и сообщений с использованием информационного поиска. Примерное поурочное планирование. Трудные вопросы темы.
Тема 2.13. Демонстрационный эксперимент на уроке физики
Цели и задачи учебного эксперимента на уроках физики в свете ФГОС второго поколения. Дидактические особенности демонстрационного эксперимента, его виды. Оборудование современного кабинета физики. СИТ в демонстрационном физическом эксперименте. Особенности методики проведения демонстрационного эксперимента на уроке физики. Эксперименты, рекомендуемые при использовании УМК. Самодельные демонстрационные приборы.
Тема 2.14. Графические методы решения задач по физике
Знания и умения, необходимые для использования графических методов решения задач по физике. Графические методы решения задач по теме «Кинематика равномерного движения». Графические методы решения задач по теме «Кинематика равноускоренного движения». Графические методы решения задач по теме «Кинематика неравномерного движения». Графические методы решения задач по теме «Законы сохранения». Графические методы решения задач по теме «Построение изображений, даваемых линзами».
Тема 2.15. Исторический подход к преподаванию физики
Оптика от Евклида до наших дней. Античная и средневековая механика (простые механизмы). Небесная механика и механика Ньютона. Промышленная революция и тепловые машины. Радиация, радиоактивность, энергия атома.

Итоговый раздел. Оценка качества освоения программы производится на основании очной итоговой аттестации и предполагает подведение итогов курсовой подготовки – итоговое тестирование слушателей и защиту выпускной квалификационной работы педагога (конспект или сценарий урока).
Форум предоставит педагогам возможность профессионального общения в формате круглого стола. Оценка качества освоения Программы производится на основании представления слушателями сценария учебного занятия (урока), проводимого с использованием выбранной линии УМК (выбранного практико-ориентированного модуля). Критерии оценки качества приведены в программе и соответствуют требованиям к планируемым результатам освоения программы.
По результатам успешной итоговой аттестации педагогу выдается свидетельство государственного образца о прохождении курсовой подготовки в объеме 72 часов в течение которых педагог обучался.

Литература и иные материалы курса: 

1. Примерные программы по учебным предметам: Физика. 7-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
2. Рабочая программа к линии УМК А. В. Перышкина и др. Физика 7-9 классы. – М.: Дрофа, 2012 (http://www.drofa.ru/for-users/teacher/main/vertical/)\Перышкин А.В. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2012
3. Ханнанова Т.А., Ханнанов Н.К. Физика. 7 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа
4. Ханнанова Т.А., Ханнанов Н.К. Физика. 7 класс. Тесты. – М.: Дрофа
5. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 7 класс. Дидактические материалы. – М.: Дрофа
6. Перышкин А.В. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012
7. Ханнова Т.А. Физика. 8 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа
8. Ханнанова Т.А., Ханнанов Н.К. Физика. 8 класс. Тесты. – М.: Дрофа
9. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 8 класс. Дидактические материалы. – М.: Дрофа
10. Перышкин А.В. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012
11. Ханнанова Т.А., Ханнанов Н.К. Физика. 9 класс. Тесты. – М.: Дрофа
12. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 9 класс. Дидактические материалы. – М.: Дрофа
13. Гутник Е.М. Физика. Тематическое планирование. 9 класс. – М.: Дрофа
14. Марон А.Е. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / А.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский. - М.: Дрофа, 2011. - 270 с
15. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 стр.
16. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителя общеобразовательных учреждений/ Е. В. Чернобай. – М.: Просвещение, 2012. – 56 с.
17. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам)
18. Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Т.И. Носова и др.; Под ред. С.Е. Каменецкого. — М., Издательский центр «Академия», 2000.
19. Н.М. Шахмаев, Н.И. Павлов. Физический эксперимент в средней школе. В 2 ч. Ч. 1: Механика. Молекулярная физика. Электродинамика: пособие для учителя. — М., Мнемозина, 2010
20. Н.М. Шахмаев, Н.И. Павлов. Физический эксперимент в средней школе. В 2 ч. Ч. 2: Колебания и волны. Квантовая физика: пособие для учителя. — М., Мнемозина, 2010
21. Энциклопедия для детей. Том 16. Физика. Ч. 1. Биография физики. Путешествие вглубь материи. Механическая картина мира. — М., Аванта+, 2000
22. Энциклопедия для детей. Том 16. Физика. Ч. 2. Электричество и магнетизм. Термодинамика и квантовая механика. Физика ядра и элементарных частиц. — М., Аванта+, 2000
23. Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы. Т. I. Механика, теплота. Под ред. А.А. Покровского. Пособие для учителей. — М., «Просвещение», 1971
24. Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы. Т. II. Электричество. Оптика. Физика атома. Под ред. А.А. Покровского. Пособие для учителей. — М., Просвещение, 1972
25. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. Пособие для учителей. — М., «Просвещение», 1971
26. Методика преподавания физики в 6–7 классах средней школы. Под ред. В.П. Орехова и А.В. Усовой. — М., Просвещение, 1976
27. www.fizika.ru
28. www.all-fizika.com
29. http://nsportal.ru/shkola/fizika
30. http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/konspekt-urokadavlenie-v-tverdy...
31. http://www.afportal.ru/physics/with-answers/11http://festival.1september...
32. http://festival.1september.ru/articles/211022/
33. http://www.proshkolu.ru/club/physics8/blog/47218
34. http://festival.1september.ru/articles/522744/
35. http://festival.1september.ru/articles/211022/
36. http://www.proshkolu.ru/club/physics8/blog/47218
37. http://ru.vlab.wikia.com
38. http://festival.1september.ru/articles/564779/
39. http://www.eduvluki.ru/ch/upr/detail.php?publ_id=18061&publ_catid=40&sch...
40. http://fiz.1september.ru/2002/15/no15_1.htm
41. http://festival.1september.ru/articles/575551/
42. www.astronet.ru
43. http://distant.msu.ru/course/view.php?id=89
44. http://www.drofa.ru/for-users/teacher/help/

Контактная информация

Телефон: 

+7(495)938-21-39

Email: 

Адрес: 

119991, Москва, Ломоносовский пр. д.27 к. 1, комната Г-729