Вводный раздел
Решает задачи диагностики педагогов – слушателей курсов ПК на предмет их подготовленности к изучению предложенной тематики курсов и ознакомления их с собственно организацией их деятельности.
Вводный раздел представлен вводным занятием, решающим задачу ознакомления слушателей дистанционных курсов ПК – с собственно организацией их деятельности и деятельности сетевых педагогов в ходе проведения данных курсов. Слушатели узнают, как и посредством чего будут строиться занятия, каким образом будет осуществляться связь сетевых педагогов и слушателей, каков объем времени запланирован на изучение того или иного материала, как будет проводиться диагностика освоения слушателями предложенной тематики и другие организационно-информационные вопросы.
Раздел 1 (теоретико-методологический)
Психолого-педагогические аспекты Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: требования к результатам обучения - личностные, предметные, метапредметные. Осмысление и методическая подготовка учителя как условие реализации требований ФГОС ООО, основные направления формирования информационно-образовательной среды предмета и его роли в формировании информационно-образовательной среды образовательного учреждения. Психолого-педагогические условия формирования информационно-образовательной среды предмета.
Тема 1.1. Необходимость модернизации образования в соответствии с социальным заказом. Теоретические основы концепции развивающего образования
Предпосылки для модернизации сферы образования в современном мире. Прямой и побочный продукт в обучении школьников. Содержание знаний и методы обучения в системе развивающего обучения. Вклад психологической теории деятельности в педагогику развивающего образования. Основные положения системно-деятельностного подхода в психологической теории учения.
Тема 1.2. Психологическая структура учебной деятельности. Дидактический смысл принципов психологической теории деятельности и их реализация в методике обучения
Принципы предметности, опосредствованности, субъектности, продуктивности (продуктности) и рефлексивности. Компетентности и компетенции. Принцип предметности. Концептуальная схема учебного предмета. Принцип опосредствованности. Средства познавательной деятельности: операциональный, предметно-специфический, уровень общенаучной методологии. Реализация принципа субъектности. Формирование рефлексии в обучении.
Тема 1.3. Общая характеристика универсальных учебных действий
Представлена полная характеристика всех УУД, которые формируются в процессе обучения ученика. Функции УУД, основания выделения УУД.
Тема 1.4. Понятие о современной информационно-образовательной среде. Формирование информационно-образовательной среды учебно-методического комплекса в соответствии требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Компоненты современной информационно-образовательной среды - традиционные и современные
Основное понятие информационно-образовательной среды, общая характеристика всех компонентов современной информационно-образовательной среды предмета и учебно-методического комплекса.
Тема 1.5. Учет возрастных особенностей подростков в организации учебной деятельности школьника и педагогического общения участников образовательного процесса
Особенности познавательной сферы подростка, принципы построения комфортного обучающего пространства
Тема 1.6. Информационно-образовательная среда как средство оценки образовательных достижений подростков. Роль информационно-образовательной среды учебно-методического комплекса при организации фронтальной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся на всех этапах урока
Значение информационно-образовательной среды как фактора формирования мотивации учащихся и основа формирования информационно-образовательной среды образовательного учреждения с опорой на использование в практике работы учителя учебной продукции издательства «Дрофа»
Раздел 2
(практико-ориентированный)
Реализация современного научного содержания физики и требований ФГОС ООО в УМК «Физика» для 7-9 классов А.В. Перышкина
Слушатели рассмотрят наиболее сложные и актуальные вопросы реализации ФГОС ООО в практике образовательного процесса педагога, обретут собственный опыт в проектировании уроков в соответствии с ведущими целевыми установками ФГОС ООО на конкретных примерах линий УМК. Кроме того, освоят на практике наиболее сложные вопросы и направления развития современной науки, найдут практические пути повышения мотивации учащихся к изучению предмета и освоят методику работы с учащимися по ознакомлению их с современными достижениями науки и техники.
Раздел посвящен способам использования всего дидактического потенциала линии УМК по физике А.В. Перышкина для реализации ФГОС ООО и достижения планируемых результатов освоения программы по предмету основной школы, отражающих и конкретизирующих требования ФГОС. Практическая часть модуля направлена на формирование профессиональных компетентностей учителя, связанных с организацией учебного процесса на основе взаимосвязанного использования всех компонентов линии УМК: отбору средств достижения планируемых результатов, планированию учебных занятий, разработке рабочей программы.
Тема 2.1. Силы в природе
Место темы в курсе физики основной и средней (полной) школы. Анализ целей и задач, ставящихся перед учителем при изучении темы. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения при изучении данной темы. Реализация универсальных учебных действий (УУД) при организации работы учащихся: поиск и выделение необходимой информации, вывод из текста параграфа, построение модели по рисунку или описанию. Примерное поурочное планирование. Трудные вопросы темы.
Тема 2.2. Давление твердых тел, жидкостей, газов. Законы гидростатики
Место темы в курсе физики основной и средней (полной) школы. Анализ целей и задач, ставящихся перед учителем при изучении темы. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения при изучении данной темы. Реализация универсальных учебных действий (УУД) при организации работы учащихся: умение передавать содержание текста, умение составлять тексты различных жанров, выбор наиболее эффективных методов решения задач в зависимости от конкретных условий. Примерное поурочное планирование. Трудные вопросы темы.
Тема 2.3. Работа. Мощность. Энергия
Место темы в курсе физики основной и средней (полной) школы. Анализ целей и задач, ставящихся перед учителем при изучении темы. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения при изучении данной темы. Реализация универсальных учебных действий (УУД) при организации работы учащихся: моделирование, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Примерное поурочное планирование. Трудные вопросы темы.
Тема 2.4. Влажность
Место темы в курсе физики основной и средней (полной) школы. Анализ целей и задач, ставящихся перед учителем при изучении темы. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения при изучении данной темы. Реализация универсальных учебных действий (УУД) при организации работы учащихся: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, логический анализ и синтез. Примерное поурочное планирование. Трудные вопросы темы.
Тема 2.5. Энергия электрического поля. Конденсатор
Место темы в курсе физики основной и средней (полной) школы. Анализ целей и задач, ставящихся перед учителем при изучении темы. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения при изучении данной темы. Реализация универсальных учебных действий (УУД) при организации работы учащихся: построение логической цепи рассуждений, доказательство. Примерное поурочное планирование. Трудные вопросы темы.
Тема 2.6. Магнитное поле. Сила Ампера
Место темы в курсе физики основной и средней (полной) школы. Анализ целей и задач, ставящихся перед учителем при изучении темы. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения при изучении данной темы. Реализация универсальных учебных действий (УУД) при организации работы учащихся: построение логической цепи рассуждений, доказательство, моделирование. Примерное поурочное планирование. Трудные вопросы темы.
Тема 2.7. Законы геометрической оптики. Преломление света
Место темы в курсе физики основной и средней (полной) школы. Анализ целей и задач, ставящихся перед учителем при изучении темы. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения при изучении данной темы. Реализация универсальных учебных действий (УУД) при организации работы учащихся при организации групповых и индивидуальных проектных работ. Примерное поурочное планирование. Трудные вопросы темы.
Тема 2.8. Законы Ньютона
Место темы в курсе физики основной и средней (полной) школы. Анализ целей и задач, ставящихся перед учителем при изучении темы. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения при изучении данной темы. Реализация универсальных учебных действий (УУД) при организации работы учащихся: выбор наиболее эффективных методов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Примерное поурочное планирование. Трудные вопросы темы.
Тема 2.9. Механические волны. Звук
Место темы в курсе физики основной и средней (полной) школы. Анализ целей и задач, ставящихся перед учителем при изучении темы. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения при изучении данной темы. Реализация универсальных учебных действий (УУД) при организации работы учащихся: выбор оснований для классификации, выбор критериев для сериации. Примерное поурочное планирование. Трудные вопросы темы.
Тема 2.10. Интерференция механических волн. Интерференция световых волн
Место темы в курсе физики основной и средней (полной) школы. Анализ целей и задач, ставящихся перед учителем при изучении темы. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения при изучении данной темы. Реализация универсальных учебных действий (УУД) при организации работы учащихся: выдвижение гипотез, их основание. Примерное поурочное планирование. Трудные вопросы темы.
Тема 2.11. Физика атомного ядра
Место темы в курсе физики основной и средней (полной) школы. Анализ целей и задач, ставящихся перед учителем при изучении темы. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения при изучении данной темы. Реализация универсальных учебных действий (УУД) при организации работы учащихся: действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания. Примерное поурочное планирование. Трудные вопросы темы.
Тема 2.12. Строение и эволюция Вселенной
Место темы в курсе физики основной и средней (полной) школы. Анализ целей и задач, ставящихся перед учителем при изучении темы. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения при изучении данной темы. Реализация универсальных учебных действий (УУД) при организации работы учащихся при подготовке докладов и сообщений с использованием информационного поиска. Примерное поурочное планирование. Трудные вопросы темы.
Тема 2.13. Демонстрационный эксперимент на уроке физики
Цели и задачи учебного эксперимента на уроках физики в свете ФГОС второго поколения. Дидактические особенности демонстрационного эксперимента, его виды. Оборудование современного кабинета физики. СИТ в демонстрационном физическом эксперименте. Особенности методики проведения демонстрационного эксперимента на уроке физики. Эксперименты, рекомендуемые при использовании УМК. Самодельные демонстрационные приборы.
Тема 2.14. Графические методы решения задач по физике
Знания и умения, необходимые для использования графических методов решения задач по физике. Графические методы решения задач по теме «Кинематика равномерного движения». Графические методы решения задач по теме «Кинематика равноускоренного движения». Графические методы решения задач по теме «Кинематика неравномерного движения». Графические методы решения задач по теме «Законы сохранения». Графические методы решения задач по теме «Построение изображений, даваемых линзами».
Тема 2.15. Исторический подход к преподаванию физики
Оптика от Евклида до наших дней. Античная и средневековая механика (простые механизмы). Небесная механика и механика Ньютона. Промышленная революция и тепловые машины. Радиация, радиоактивность, энергия атома.
Итоговый раздел. Оценка качества освоения программы производится на основании очной итоговой аттестации и предполагает подведение итогов курсовой подготовки – итоговое тестирование слушателей и защиту выпускной квалификационной работы педагога (конспект или сценарий урока).
Форум предоставит педагогам возможность профессионального общения в формате круглого стола. Оценка качества освоения Программы производится на основании представления слушателями сценария учебного занятия (урока), проводимого с использованием выбранной линии УМК (выбранного практико-ориентированного модуля). Критерии оценки качества приведены в программе и соответствуют требованиям к планируемым результатам освоения программы.
По результатам успешной итоговой аттестации педагогу выдается свидетельство государственного образца о прохождении курсовой подготовки в объеме 72 часов в течение которых педагог обучался.