Трудные вопросы школьного курса физики в свете ФГОС ООО и ФГОС СОО

Общая информация о курсе

Предмет: 

  • Физика

Структурное подразделение: 

Форма проведения курса: 

  • Очно-дистанционная

Общая продолжительность курса: 

24 ак. ч.

Продолжительность очной части курса: 

22 ак. ч.

Продолжительность дистанционной части курса: 

2 ак. ч.

Форма аттестации: 

  • Очная

Стоимость курса: 

9 415 руб.
Расписание занятий

Дата начала курса: 

23.10.14

Дата окончания курса: 

16.12.14

Время проведения занятий: 

Набор группы, составление расписания

Расписание занятий: 

Набор группы, составление расписания. Занятия будут проводиться, если наберется группа из 25 человек.
Описание курса

Целевая аудитория курса: 

учителя физики, преподаватели элективных курсов, кружков, факультативов в предметной области «физика» с опытом работы в основной и старшей школе, в том числе по программам углубленного изучения предмета.

Уровень начальной подготовки: 

Программа рассчитана на учителей физики, имеющих опыт преподавания не менее трех лет, а также, собирающихся преподавать физику в старшей школе после вынужденного перерыва

Характер курса: 

  • Профессионального совершенствования

Аннотация курса: 

1. подготовка учителя к осмыслению требований Федерального государственного образовательного стандарта на основе анализа требований к результатам обучения и соответствующей методической подготовке,
2. подготовка учителя к работе в новом качестве: консультанта ученика или группы учеников,
3. подготовка учителя к работе с одаренными детьми в рамках системы дополнительного образования, в том числе консультанта по проектной деятельности, по подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по физике, решению задач физических олимпиад высокого уровня.

Преподаватели курса: 

А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. М. Салецкий, П. Ю. Боков

Программа курса: 

Раздел 1. Теоретико-методологический раздел (12 часов)
Темы 1.1 - 1.4. Трудные вопросы школьного курса физики (по разделам: механика, молекулярная физика, электростатика, оптика)
Решение физических задач в рамках той или иной темы невозможно без четкого представления о содержании теоретического материала. Данный цикл занятий построен по принципу: обсуждение трудных вопросов физических теорий, формулировок законов, границ их применимости с одной стороны и вопросов, связанных с практическим применением данных законов на этапе решения физических задач.

Тема 1.5. Графический подход к решению физических задач
Один из элементов реализации метапредметных связей на уроках физики состоит в постоянном привлечении опыта, приобретенного учащимися на уроках математики, алгебры, геометрии. Графический подход к решению физических задач позволяет не просто применять при обучении физики элементы математических знаний, но и визуализировать трудно понимаемые учащимися физические законы, формулы и проч.

Раздел 2. Справочно-информационный раздел (10 часов)
Тема 2.1. Система физических олимпиад школьников
Участие в физических олимпиадах позволяет и учителю оценить результативность своей работы, ученику осознать собственную глубину понимания физических явлений. Классификация олимпиад (этапы Всероссийской олимпиады, предметные олимпиады ВУЗов), справочная информация по олимпиадам, льготы, предоставляемые по результатам успешного участия в олимпиадах – предмет, раскрываемый в рамках данной темы.

Тема 2.2. Исследовательская деятельность учащихся
ФГОС второго поколения предусматривает активное вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность. Физика – одна из лучших с точки зрения проведения исследования школьных дисциплин. В теме раскрываются вопросы, связанные с применением персонального компьютера для моделирования физических явлений и для обработки результатов измерений, приводятся примеры завершенных работ.

Тема 2.3. Физика в школе и ФГОС
На примере нового УМК по физике (авт. А.В. Грачев, В.А. Погожев и др.) обсуждаются вопросы, связанные с переходом на образовательные стандарты второго поколения.

Тема 2.4. Экскурсии в лаборатории физического факультета МГУ
Слушатели курсов на примере демонстрационного и лабораторного экспериментов знакомятся с темами для потенциальных исследовательских работ.

Литература и иные материалы курса: 

1. Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Т.И. Носова и др.; Под ред. С.Е. Каменецкого. — М., Издательский центр «Академия», 2000.
2. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. Пособие для учителей. — М., «Просвещение», 1971.
3. Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы. Т. I. Механика, теплота. Под ред. А.А. Покровского. Пособие для учителей. — М., «Просвещение», 1971.
4. Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы. Т. II. Электричество. Оптика. Физика атома. Под ред. А.А. Покровского. Пособие для учителей. — М., «Просвещение», 1972.
5. Ю.А. Самоненко «Функции, содержание и дидактические условия формирования научных методологических знаний у школьников» дисс. докт. пед. наук, Москва, факультет психологии МГУ, 357 с.
6. С.С. Кротов «Задачи московских физических олимпиад», М., Квант, 1988, 191 с.
7. С.Д. Варламов, В.И. Зинковский, М.В. Семёнов, Ю.В. Старокуров, О.Ю. Шведов, А.А. Якута «Задачи Московских городских олимпиад по физике. 1986 - 2005.», М., МЦНМО, 2007, 696 с.
8. С.Д. Варламов, В.И. Зинковский, А.Р. Зильберман «Экспериментальные задачи на уроках физики и физических олимпиадах», М., МЦНМО, 2009, 184 с.
9. Физика-10. Учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Грачев, В.А. Погожев, А.М. Салецкий, П.Ю. Боков – М., Издательский центр «ВЕНТАНА ГРАФ», 2011
10. Физика-11. Учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Грачев, В.А. Погожев, А.М. Салецкий, П.Ю. Боков – М., Издательский центр «ВЕНТАНА ГРАФ», 2012
11. Громов С.В., Саенко П.Г., Данюшенков В.С., Коршунова О.В., Шаронова Н.В.
12. Физика. 10-11 кл : Программы общеобразовательных учреждений .- М. : Просвещение, 2007.- 160 с.

Контактная информация

Телефон: 

+7(495)938-21-39

Email: 

Адрес: 

119991, Москва, Ломоносовский пр. д.27 к. 1, комната Г-729