Отчет о проведении Летней Школы для учителей географии
«Роль географии в патриотическом воспитании учащихся посредством организации туристско-экскурсионной деятельности в школе»
Географический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова
01‒02 июля 2015 года
1-2 июля 2015 года на географическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова была проведена очередная Летняя школа для учителей географии. Это пятое открытое учебно-методическое мероприятие для представителей средних образовательных учебных заведений, организуемое географическим факультетом в соответствии с программой развития Московского университета имени М.В.Ломоносова. В Летней школе приняло участие 117 человек из Москвы и других регионов России: из Московской области, Тульской, Тверской, Владимирской, Нижегородской, Калиниградской областей, республик Марий Эл, Татарстан и др. Продолжительность школы составила 2 рабочих дня (16 часов).
На открытии со вступительным словом выступил член-корр. РАН, и.о. декана географического факультета С.А. Добролюбов и заместитель декана по учебной работе географического факультета А.В. Бредихин. Были освещены основные научные и учебные направления деятельности географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, в частности кафедры рекреационной географии и туризма, отмечена определяющая роль учителей географии в профориентационной деятельности среди учащихся средних школ.
В задачи Летней школы для учителей входит не только предоставление новейшей информации и научных разработок по географической и туристской проблематике, но и методические приемы вовлечения школьников в проектную деятельность, применение исследовательского подхода при проведении экскурсий.
В рамках пленарных заседаний и круглых столов с докладами выступили:
• д.г.н., профессор кафедры рекреационной географии и туризма В.И. Кружалин;
• к.г.н., доц., зав.кафедрой социально-экономической географии зарубежных стран А.С. Наумов;
• к.г.н., доц. кафедры физической географии мира и геоэкологии О.А. Климанова;
• Член Правления Российского союза туриндустрии О.А. Санаева;
• начальник управления туризмом Министерства культуры Московской области Н.М. Жилкина;
• директор по развитию телеканала Russian Travel Guide TV А.В. Елисеев;
• преподаватель и практикующий экскурсовод Т.Д. Фарафонова;
• сотрудник Центра молодежных обменов В.М. Зуева.
Туристско-экскурсионная работа, системно организованная и сориентированная на программный материал, позволяет эффективно решать проблемы совершенствования учебного процесса в школе. В России накоплен огромный опыт организации туристско-экскурсионной деятельности, которая является одним из направлений дополнительного образования детей. Этот опыт и пример работ со школьниками были продемонстрированы в рамках лекционных и практических занятий прошедшей Летней Школы. Исторически сложилось, что туризм и краеведение развивались в общеобразовательной школе силами самих педагогов. Благодаря их работе накоплен большой практический опыт, разработаны уникальные методики, созданы различные формы туристско-экскурсионной деятельности.
Еще с XX века в программах работ средних школ указывалось, что для каждого класса должны быть разработаны план и программа экскурсий, которые следовало проводить в учебные часы. Таким образом, в школах России экскурсии, связанные с закреплением теоретических основ дисциплин, были признаны эффективными методами обучения и демонстрации межпредметных связей.
Среди основных тем Летней школы для учителей в 2015 году:
- развитие туризма в Российской Федерации, значение туристско-рекреационной деятельности в школьном образовании и патриотическом воспитании,
- организация военно-патриотической работы со школьниками,
- особенности составления и проведения экскурсий,
- рост школьного образовательного туризма.
Докладчиками была подчеркнута роль комплексного подхода в изучении туристско-рекреационной деятельности, практической ориентации учащихся, необходимости организации совместной проектной деятельности учащихся и преподавателей средних образовательных учебных заведений и представителей высшей школы.
2 июля преподавателям средних школ было предложено принять участие в выездных мастер-классах, организованных географическим факультетом и экскурсоводами Москвы. Особый интерес у учителей вызвали мастер-классы: «Роль географии в формировании образа Москвы», «Замоскворечье глазами школьников и студентов».
Участники Летней школы получили соответствующие сертификаты МГУ имени М.В.Ломоносова.
Туристско-экскурсионная деятельность в школьном образовании выступает мощным средством мотивации развития личности школьника, дает неисчерпаемые возможности раскрытии личности учащихся и воспитании патриотизма.