Отчет о проведении
Летней школы для учителей инфомратики
Факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ имени М.В. Ломоносова
27‒28 августа 2015 года
С целью повышения квалификации учителей начальной и средней школ продолжается реализация комплексной программы мероприятий Московского университета, адресованных учителям средних школ, лицеев и гимназий.
27 и 28 августа 2015 г. на факультете Вычислительной математики и кибернетики МГУ имени М.В. Ломоносова состоялась традиционная ежегодная Летняя школа для учителей информатики. Работа Летней школы и обмен опытом проходили в форме докладов и мастер-классов. В этом году в работе Летней школы приняли участие 160 участников из Москвы, Московской области и ряда других регионов России. Все они получили именные сертификаты Университета (16 ак.ч.). В том числе в школе приняли участие 85 работников общеобразовательных учреждений Москвы.
Темы, обсуждаемые на летней школе учителей информатики, затрагивали широкий круг проблем, входящих в предметную область «информатика». Перед слушателями выступили сотрудники высшей школы, школьные преподаватели, представители ведущих IT-компаний.
Открыл работу летней школы зав. кафедрой информационной безопасности ф-та ВМК Гамаюнов Д.Ю. Одна из актуальных задач в IT-области – информационная безопасность. Подготовку специалистов в этом направлении можно начинать со школьной скамьи. Один из способов – «CTF-движение», то есть участие в турнирах и конкурсах хакеров. Особенностям проведения этих мероприятий и требуемому уровню знаний и было посвящено выступление Гамаюнова Д.Ю.
Лекции Гончаренко В.Е., доцента Ивановского филиала РЭУ им. Г.В.Плеханова, привлекли внимание слушателей глубиной затрагиваемых проблем. Вопрос измерения информации – один из самых сложных и неоднозначных для понимания в рамках ЕГЭ по информатике. Начав с истории этого вопроса, лектор доступно рассказал о вероятностно-статистическом подходе измерения информации.
Во втором выступлении Гончаренко В.Е. разобрал особенности хранения сверхбольших чисел в памяти компьютера и их обработки на примере современных технологий определения простых и совершенных чисел.
Преподаватель факультета ВМК Якушин А.В. представил на суд слушателей лекцию, посвященную современным технологиям программирования, то есть технологиям, которые используются программистами и являются показателем качества их профессиональной подготовки.
Вопросам STEM-образования было посвящено выступление Сорокиной Т.Е., методиста городского методического центра г. Москвы. Она рассказала о методике преподавания основ программирования школьникам средней школы в рамках программы Scratch – свободно распространяемого программного обеспечения – и сферах применения этой системы.
Представитель некоммерческой организации РОЦИТ, работающей под лозунгом «Через развитие цивилизованного интернет-пространства создавать сильное и прогрессивное государство», Капустинский Я., рассказал слушателям о перспективах развития интернета в нашей стране, его месте в роли государства и общества в целом и в жизни каждого человека, в частности. Слушатели получили интересные статистические данные и рекомендации по использованию ресурсов и возможностей всемирной паутины.
Также учителя узнали о всероссийском онлайн-чемпионате для школьников «Изучи интернет – управляй им», назначении домена «.ДЕТИ», конкурсе «ПОКОЛЕНИЕi», образовательном проекте «Азбука интернета». Перед слушателями выступили Жилин Д., Белошицкая Н. и другие сотрудники РОЦИТ.
Представитель лаборатории Касперского Павлов А.А. рассказал о типах актуальных угроз, которые несет вредоносное программное обеспечение, о финансовых потерях мировой экономики в результате внедрения этого типа ПО. Были затронуты вопросы истории возникновения, динамики появления и развития, в частности, появление мобильных угроз. Большой интерес вызвали конкретные примеры глобальных сетевых атак. Даны рекомендации соблюдения технической безопасности.
Выступление Линева Н.Б., преподавателя факультета ВМК, сертифицированного специалиста CISCO, как обычно было воспринято слушателями с большим интересом, так как сетевые вопросы в рамках ЕГЭ по информатике отображены очень поверхностно и для правильного понимания школьниками необходима дополнительная информация. На этот раз выступление было посвящено задержкам при передаче данных по сети и задержкам обработки.
В последний день школы были подведены результаты конкурса «Анимационные проекты», организованного факультетом ВМК, образовательным журналом для учителей и старшеклассников «Потенциал», компанией «Консультант-Плюс». Победители получили призы. Своим опытом работы поделилась руководитель детской цифровой студии из Нижнего Новгорода Гурская Н.В. – один из победителей конкурса.
В заключение летней школы перед учителями выступил представитель компании «Консультант-Плюс» Галанин В. Он рассказал о принципах программирования для мобильных устройств, о проблемах, стоящих перед разработчиками этого типа программного обеспечения - актуальная тема, осветить которую неоднократно просили школьные преподаватели информатики.
В фойе около аудитории "Тихонов-центр", где проходила Летняя школа, участникам школы были предложены разнообразные книги для совершенствования процесса обучения. Организацию Летней школы и решение административных вопросов осуществляли сотрудники Учебного центра факультета ВМК.
Статистика школы
Общее число зарегистрированных участников школы – 160 человек, выдано сертификатов – 159 штук.
Представителей г. Москвы – 90 человек (85 - из общеобразовательных учреждений Москвы), Московской области – 30 человек.
Другие регионы:
- Республика Мордовия (3 человека),
- Брянская область (4 человека),
- город Санкт-Петербург (5 человек),
- Ивановская область,
- Нижегородская область (2 человека),
- Самарская область,
- Калужская область (2 человека),
- Волгоградская область,
- Ростовская область,
- Владимирская область (4 человека),
- Свердловская область,
- республика Марий Эл (2 человека),
- Тверская область,
- Республика Удмуртия,
- Мурманская область,
- Тульская область,
- Омская область,
- Воронежская область (3 человека),
- Челябинская область (2 человека),
- Курская область (2 человека).